Ковровская железная дорога
Балахна (левый берег) — Спасское (р. Кеза) — Ермиловская Стройка

Ковровская узкоколейная лесовозная железная дорога входила в систему треста «Горьклес», была построена для перевозки леса из Ковровского лесного массива площадью 12 тыс. га. Этот лесной массив, расположенный на левой стороне реки Волги, имел общий запас в 2 млн. куб. м леса.

Ковровская узкоколейная железная дорога на карте 1:200000 (обозначена не полностью). Разобрана
Ковровская узкоколейная железная дорога на карте 1:200000 (обозначена не полностью). Разобрана

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт приблизительно в начале 30-х годов XX века. Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению: Волжский нижний склад (левый берег реки Волги) — Узольский нижний склад (берег реки Узолы у населённого пункта Первое Мая) — Аксентис — лесные массивы. Главная станция находилась в посёлке Аксентис. Дорога была достроена в 1933 году, по состоянию на 1935 год протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги составляла 37 километров.

Лес поступал в основном на Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный на правом берегу Волги, напротив Волжского нижнего склада, а также на Балахнинский целлюлозно-картонный комбинат и другие предприятия (в том числе расположенные за пределами Балахны).

Работы по балластировке узкоколейной железной дороги. 1946 год
Работы по балластировке узкоколейной железной дороги. 1946 год

Паровоз серии 159. 1930-е годы
Паровоз серии 159. 1930-е годы

Начальный пункт Ковровской ж. д. находился на левом берегу Волги напротив Балахнинского бумкомбината, образуя здесь конечный разгрузочный Волжский склад (железную дорогу прокладывали зимой по льду до бумкомбината!). На пятом километре от Волги дорога пересекает реку Узолу, впадающую на некотором расстоянии от разгрузочного склада в Волгу. При пересечении железной дорогой Узолы был образован второй разгрузочный склад — Узольский.

Лесной массив примыкал к железной дороге, начиная с 20-го километра от реки Волги. В пределах лесного массива вдоль железной дороги на расстоянии 17 км имелось десять погрузочных складов для лесоматериалов. Из десяти погрузочных складов пять (2, 3, 5, 7 и 10) имели объездные пути или тупики для погрузки лесоматериалов на железную дорогу. На остальных же пяти складах погрузка лесоматериалов в железнодорожные вагоны производилась на магистральном пути.

Конечные склады Узольский и Волжский работали разновременно. На Узольский склад лесоматериалы вывозились с октября по июнь, где они сплачивались в кошмы; во время весеннего разлива реки Узолы кошмы буксировались пароходами до рейда на реке Волге, несколько ниже устья Узолы, и затем сплавлялись по Волге потребителям. На Волжский склад вывозка лесоматериалов по железной дороге производилась после спада весенних вод, т.е. с июня (так как этот склад во время весеннего половодья затоплялся выше почвы до 1,5 м), и функционировал до октября, когда опять открывался Узольский разгрузочный склад.

'Городецкая правда в лесу'. 1944 год
'Городецкая правда в лесу'. 1944 год

На лесозаготовках работали «крестьяне-лесорубы» из окрестных деревень и соседних районов. На 11-м складе до начала Отечественной войны существовал лагерь для осуждённых. Во время Отечественной войны сюда поступали военнопленные. В посёлке Октябрьском Ковровского мехлесопункта с 1944 по 1954 годы работали грузчиками крымские татары.

К началу 1935 года тяговый состав Ковровской узкоколейной ж. д. состоял из четырёх паровозов, из них два — Варшавского завода (№№ 18 и 19) и два — Подольского завода (№№ 159-7 и 8), выпуска 1933 года. Подвижной же состав состоял из 70 лесовозных вагонов конструкции «СоюзСтройЛесМеханизации» и несколько балластных вагонов местной конструкции. Был паровой железнодорожный подъёмный кран и снегоочиститель. Пассажирские вагоны назывались «классные вагоны». Один раз в сутки туда и обратно ходил целый классный состав. А в течение суток от одного до трёх таких вагонов подцеплялись к товарным составам.

ТУ7 с навесным плужным снегоочистителем
ТУ7 с навесным плужным снегоочистителем

Позднее протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги возросла приблизительно до 70 километров. Крайний северный пункт находился в окрестностях посёлка Ермиловская стройка.

В 60-х годах был запрещён сплав леса по Волге, мешавший судоходству. Работа узкоколейной железной дороги, предназначенной в первую очередь для вывоза древесины к берегам реки для последующего сплава, практически прекратилась. В течение 60-х годов узкоколейная железная дорога была разобрана.

Железная дорога Городецкого торфопредприятия

Узкоколейная железная дорога Городецкого торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Зелёный.

Городецкое торфопредприятие находилось в посёлке Зелёный. Торфопредприятие основано в 1944 году [«Об организации торфопредприятия «Городецкое» / Протокол №°11 заседания исполнительного комитета Горьковского областного Совета депутатов трудящихся от 1 марта 1944 года].

В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога. Согласно топографической карте её протяжённость составляла около двух километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана, ориентировочно, в 80-е годы XX века.