Князь Юрий и Малый Китеж
Князь Юрий и Малый Китеж

Роман-журнал XXI век, 2002 год, № 6

Книга,
называемая Летописец

В древнерусской литературе летописцами всег­да принято было называть небольшое произве­де­ние, посвящённое не общерусской истории (как летопись), а истории какой-либо местности (иног­да — со­бы­тия). Отсюда следует, что «Ки­теж­ский Летописец» повествует о со­бы­ти­ях, свя­занных с историей Китеж-града.

«Китежский Летописец» — одно из уди­витель­ных высоко­художест­вен­ных произведений, соз­дан­ных, по всей видимости, старообрядцами во второй половине XVIII века. В нём уди­витель­но переплелись фольклор, летопись, жи­тие и поу­че­ние. Своими корнями произведение уходит в глу­бо­кую древность и доносит до нас бытовавшие на Городецкой земле легенды и пре­да­ния о событиях, связанных с основанием Го­род­ца, Фёдоровского монастыря и на­шест­ви­ем Батыя на Русь.

О «Китежском Летописце» написано немного иссле­до­ва­ний. Остаётся немало вопросов. Но ска­за­ние о Китеж-граде, о «граде сокровенном» привлекает внимание художников, писателей и кинематографистов.

В лето 6676-е (1168) месяца июня в 12 день. Память Георгия Всеволодовича. Этот святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович был сыном святого благоверного и великого князя Всеволода, наречённого в святом крещении Гавриилом, псковского чудотворца. А святой благоверный и великий князь Всеволод был сыном великого князя Мстислава и внуком святого и равного апостолам великого князя Владимира Киевского, самодержца Русской Земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович — правнук святого благоверного и великого князя Владимира. Святой же благоверный и великий князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде.

Однажды возроптали новгородцы на него и говорили между собой: «Князь наш некрещёный владеет нами, крещёными». И держали они совет, и пришли к нему, и изгнали его из Новгорода вон. Он же пришёл в Киев к дяде своему Ярополку и рассказал ему обо всем, за что изгнан был новгородцами. Ярополк, выслушав его, дал ему град Вышгород. И здесь приглашён был Всеволод псковичами княжить у них, и пришёл он к ним в город Псков. Через некоторое время принял он благодать святого крещения, и наречён был во святом крещении Гавриилом. Пребывая в великом пощении и воздержании год, отошёл в вечный покой в лето 6671-е (1163) месяца февраля в 11 день; и похоронен был сыном своим благоверным и великим князем Георгием. И происходили чудеса многие от святых мощей его, во славу и хвалу Христу, Богу нашему и всем святым. Аминь.

Этот святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович после смерти отца своего благоверного и великого князя Всеволода, наречённого во святом крещении Гавриилом, остался на его месте по просьбе псковичей. Было это в лето 6671-е (1163). Решил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному и великому князю Михаилу Черниговскому. Когда же пришёл благоверный и великий князь Георгий к благоверному князю Михаилу, то поклонился ему и сказал: «Здравствуй, благоверный и великий князь Михаил, на многая лета, сияя благочестием и верою Христовою. Во всём уподобился ты прадедам нашим и прабабе нашей благоверной и великой княгине христолюбивой Ольге, которая сама обрела избранный и честный жемчуг Христов — веру его, веру святых пророков и апостолов и святых отцов. Подобен ты благоверному и христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину».

Ответил ему благоверный князь Михаил: «Здравствуй и ты, благоверный и великий князь Георгий Всеволодович! Пришёл ты ко мне с благим советом и независтным оком. Что приобрёл, завидуя делам нашим Святополк, который захотел владеть городами и убил братьев своих благоверных и великих князей? Бориса повелел копьем проткнуть, Глеба ножом заколоть в годы княжения их. Обольстил он их лестию и советом сатанинским, что-де “мать наша при смерти есть”. Они же, как незлобивые ягнята, уподобились благому пастырю своему Христу, не воспротивились брату, врагу своему. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба».

И Михаил с Георгием поцеловались и праздновали духовно, и веселились. И сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту в Руси нашей по городам строить церкви Божии и грады». И сказал ему благоверный князь Михаил: «Как хочешь, так и сделай, чтобы создать церкви Божии во славу и хвалу пресвятому имени его. За это доброе твоё изволение получишь благодарность в день пришествия Христа». И они пировали много дней, и когда решил благоверный князь Георгий ехать к себе, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал в своё отечество и город, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпустил его и проводил. И когда встали оба князя перед дорогой, поклонились друг другу, и подал благоверный князь Михаил грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, тогда тот тоже поклонился ему.

И поехал Георгий по городам и, когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и приснодевы Марии в лето 6672-е (1164). Из Новгорода поехал во Псков свой, где преставился отец его благоверный и великий князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, Новгородский и Псковский чудотворец. И поехал из Пскова к Москве и повелел строить церковь во имя Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в лето 6672-е (1164). И поехал из Москвы в Переяславль-Залесский. а из города Переяславля в город Ростов. В это же время был в городе Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в городе Ростове церковь строить во имя Успения Пресвятой Богородицы в лето 6672-е (1164), месяца мая в 23 день. При великом князе Георгии начали рвы копать для основания церкви и нашли мощи святителя Христова Леонтия, епископа Ростовского и чудотворца, который обратил в городе Ростове людей в веру Христову и крестил их от мала до велика. И обрадовался радостию великою благоверный князь Георгий и прославил Бога, давшего ему такое многоценное сокровище. И отпев молебен, повелел князю Андрею Боголюбскому ехать в город Муром и строить в Муроме церковь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы.

Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, стоящий на берегу реки Волги. И сел он в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа (Городец), что стоит на Волге, и построил его. И начали молить все люди этого города благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Фёдоровской внести в их город. Он же исполнил их просьбу. Начали петь молебен Пресвятой Богородице, а когда окончили и решили этот образ нести в город, то не смогли этого сделать, образ не пошёл с места того, нимало не двинулся с места. Благоверный князь Георгий, увидев в этом волю Пресвятой Богородицы, повелел создать на месте том монастырь во имя Пресвятой Богородицы Фёдоровской.

Сам же благоверный князь Георгий поехал с того места сухим путём, а не по воде. И переехал реку Узолу и вторую реку, именем Санда, и третью реку переехал, именем Санохту, и четвертую реку переехал, именем Керженец, и приехал к озеру с именем Светлояр. И увидел, что место то очень красиво и многолюдно. По просьбе людей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера Светлояр город именем Большой Китеж, так как было место то очень красиво, а на другом берегу озера росла дубовая роща. Советом и велением и благословением благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления фундамента, и начали строить церковь во имя Воздвижения честного и Животворящего Креста Господня, а вторую церковь — во имя Успения Пресвятой Богородицы, третью церковь — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В этих трёх церквях он повелел сделать приделы другим праздникам — господским и богородичным, а также повелел написать иконы всем святым. И город этот Большой Китеж был назначен в длину и ширину на 100 сажен, но по первой мере было мало места. Повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера городу этому в длину 200, а в ширину 100 сажен. Начали тот город каменный строить в лето 6673-е (1165) месяца мая в 1 день, на память святого пророка Иеремии и других. И строили город тот три года. И построили его в лето 6676-е (1168) 30 сентября, в день памяти святого священномученика Георгия Великой Армении.

И благоверный князь Георгий Всеволодович поехал в Малый Китеж, стоящий на берегу Волги, и после строительства городов тех, Малого и Большого Китежа, повелел измерить расстояние между ними. Выполняя повеление благоверного князя Георгия Всеволодовича, намерили 100 поприщ. Услышав это, благоверный князь Георгий Всеволодович воздал славу Богу и Пресвятой Богородице и повелел написать книгу «Летописец». Сам же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович повелел всю службу отслужить и молебен Пресвятой Богородице Фёдоровской. И после совершения той службы сел в струг и поехал в свой вышеназванный город Псков. И многие дни пребывал в молитве, в посте, в бдении, много милостыни раздавал нищим, вдовицам и сиротам. После постройки тех городов прожил он 75 лет.

В лето 6747-е (1239 год) попущением Божиим за наши грехи пришёл войной на Русь нечестивый и безбожный царь Батый, и разорял, и огнём жёг, людей же мечу предавал, а малых детей ножом закалывал, младых же дев блудом осквернял. И был плач велик. Благоверный же князь Георгий Всеволодович, слышав это, горько плакал и, помолившись Господу Богу и пречистой Божьей Матери, собрал воинов своих. Пошёл он против нечестивого царя Батыя с войском своим. Когда сразились воины, была сеча великая и кровопролитие. Тогда у благоверного князя Георгия было мало воинов и отступал князь Георгии от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в свой Малый Китеж. И много сражался благоверный князь Георгии с нечестивым царем Батыем, не пуская его в город свой. Когда же наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из города в свой Большой Китеж.

Утром пошёл нечестивый царь со своими воинами на город приступом и взял его и порубил людей в городе том, но не нашёл благоверного князя в городе. И начал он пытать одного горожанина, а тот не в силах стерпеть мук, поведал ему путь тайный в Большой Китеж. Нечестивый Батый погнался следом за князем Георгием, а когда пришёл к городу тому, то напал на него со всем войском своим. И взял он тот город Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра, убил благоверного князя Георгия 4 февраля. И уехал из города нечестивый царь Батый, а после того взяли мощи благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича.

А после разорения того опустели города те: Малый Китеж, что стоит на берегу Волги, и Большой Китеж, что стоит на берегу озера Светлояра. И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежние времена бывало, как свидетельствуют жития святых отцов — патерик Манасийский, патерик Скитской, патерик Азбучный, патерик Иерусалимский и патерик Святой Горы. Во всех этих святых книгах описаны жития святых отцов в сокровенных обителях — не в одной, но во многих монастырях; в тех монастырях множество было святых отцов, как звёзд небесных, просиявших жизнью своей. Как невозможно сосчитать морской песок, так и невозможно описать и всё написать о них.

После убиения святого и благоверного великого князя Георгия Всеволодовича и погребения честных мощей его, через шесть лет пришёл царь Батый воевать Русское царство. Против царя Батыя пошел благоверный князь Михаил Черниговский с боярином своим Феодором. И когда сразились воины обеих сторон, было большое кровопролитие, и убил тот нечестивый царь Батый благоверного и великого князя Михаила Черниговского с боярином его Феодором. в лето 6753-е (1244) месяца сентября 20 дня. И после убиения благоверного князя Михаила Черниговского на второй год убил тот нечестивый царь Батый благоверного князя Меркурия Смоленского в лето 6755-е (1246) 24 ноября. И наступило запустение Московского царства и других монастырей и того города Большого Китежа в лето 6756-е (1248).

А если какой-нибудь человек обещает идти в Китеж-град честно, а не ложно, и усердно поститься начнёт, и многие слёзы прольет, и пойдёт в него, и обещает умереть с голоду, но из него не уйти; если и другие смертные муки претерпеть сможет и смертию умереть — знай, что спасёт Бог такого человека. И шаги его будут записаны ангелом, о том, что он встал на путь спасения.

Когда кто-нибудь нераздвоенным умом и несомненною верою обещает не помышлять ни о чём суетном и, возвратившись обратно, не рассказывать ни отцу, ни матери, ни братьям, ни сестрам, то таковому господь откроет и направит его в это благоутишное пристанище, молитвами преподобных отцов наших, которые трудятся день и ночь непрестанно. От уст их молитва — как кадило благоуханное. Молятся же они о хотящих спастись истинным сердцем, а не ложным обещанием; и за хотящих спастись они молятся. Если какой-либо человек обратится к ним, то его они принимают с радостью, как от Бога посланного, ведь желающий идти в такое святое место не должен иметь никакого помысла лукавого и развращенного, смущающего ум, а другого человека отводят от места сего, хотя бы тот и хотел ступить на этот путь. Но если человек остерегается злых мыслей, хотящих отлучить его с места святого, и не помышляет о суетном, то такого человека направит господь на путь спасения, или известие ему будет из того города или из монастыря, которые сокровенны — город и монастырь.

Если же человек пойдёт и начнёт размышлять о суетном и тленном и везде болтать и хвастать, такому закроет господь город и монастырь, и покажутся ему они лесом и пустым местом. И такой человек ничто не получит себе, только труд его напрасным будет, и соблазн, и поношение, и укор ему будет. И за это он от Бога казнь примет здесь и в будущем веке, осуждение и тьму кромешную — за то, что над таким святым местом надругался.

И в конце этого века явилось чудо: невидимый город стал, как и в прежние времена, много было невидимых монастырей, которые описаны в житиях святых отцов, и где можно подробнее об этом прочитать. И город Большой Китеж невидим был и был покрыт рукою Божию: в конце этого века, многомятежного и слёз достойного, покрыл господь тот город дланью своей, и стал город невидим по молению и по прошению святых и праведных. Тот, кто достоин и праведен, не увидит скорби и печали от зверя Антихриста; о нас ведь святые отцы печалятся день и ночь и об отступлении нашем.

О запустении города рассказывают отцы, слышавшие от прежде бывших отцов: после разорения городского, через сто лет после нечестивого и безбожного царя Батыя, который разорил всю ту Заузольскую сторону и сжёг села и деревни, заросла лесом вся та сторона Заузольская. И с того времени невидим был город тот и монастырь.

Эту книгу «Летописец» мы написали в 1245 году, и утвердили на соборе, и передали святой церкви на утверждение всем христианам, хотящим прочитать, и слушать, и не ругать это божественное писание. Если же какой-нибудь человек будет ругать или насмехаться над переданным нами писанием, пусть он знает, что не над нами надругается, но над Господом Богом и Пречистой Богородицей, потому что в этом писании славится, и величается, и называется великое имя Матери Божией. И она соблюдает и хранит город, и покрывает дланью своей, и молится за людей к Сыну своему, говоря: «Не презри, сын, создания своего, пролив кровь свою за весь мир. Поэтому и этих помилуй, и сохрани, и соблюди призывающих имя моё с верою несомненною и чистым сердцем». Потому Господь и покрыл их своею рукою, как мы написали, и утвердили, и передали. И всему утверждённому нами ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего — ни одну точку или запятую. Если же кому кажется неверным — то прочти жития прежде бывших святых и узнай, что много было такого в прежние времена. Слава славимому в Троице Богу и пречистой его Богоматери, хранящим это место, и всем святым. Аминь.

Легенда о Свято-озере в Городце-Радилове

Неизвестно когда пришли на берег Волги монахи со сво­им игу­ме­ном и построили здесь скит.
Один из мордовских князьков напал на этот скит. Мо­на­хи стали молиться, прося Бога о защите. Бог возжалился на лю­дей и спас их. Земля вдруг расступилась и укрыла ино­чест­вую­щих.
Забили ключи, и на месте скита появилось озеро.
Старожилы рассказывают, что их деды слышали, как из глу­би­ны озера раздавался колокольный звон, видели ог­ни от горящих свечей и даже крест церкви по­ка­зы­вал­ся из воды.