Бебенин Виктор Иванович
Бебенин Виктор Иванович
Фото Константина Овчинина (Нижний Новгород)

Произведения монументального искусства играют важную роль в облике городов, в самосознании горожан. В отличие от других художественных работ (например, картин) скульптуры всегда по-особому, очень индивидуально вписаны в городскую среду, представляя с нею единое целое. Поэтому история рождения любого монумента — процесс сложный, ответственный, а ещё — трудоёмкий и дорогой. К сожалению, бывает так, что именно финансовые вопросы становятся препятствием для воплощения замыслов художника.

19 февраля фонды музейного комплекса Городца пополнила гипсовая скульптура — «Раненый со щитом». Её создал известный нижегородский скульптор — член Союза художников России, лауреат премии Нижнего Новгорода 2000 года Бебенин Виктор Иванович. Четверть века назад его работа, отлитая в бронзе, должна была украсить наш крепостной вал. Экономический кризис начала 90-х годов не дал планам сбыться. Тем ценнее было получить в дар от скульптора модель этого памятника.

О непростой судьбе «Раненого со щитом» напомнила Почётный гражданин Городца археолог Гусева Татьяна Владимировна: «В начале 90-х в Городце царила на редкость созидательная атмосфера, велась активная совместная работа социально-культурного управления, музея, общественности. Именно в это время особенно ощутимы были настроения по всестороннему сохранению культурного наследия города, вёлся поиск новых форм работы с населением, со школьниками. Идея создания памятника не князю, не знаменитости, а безвестным городчанам, не за славу, не за награды, а за продолжение жизни родного города отдававшим свои жизни, была в то время естественным выражением общего перестроечного настроения.

Мы втроём, начальник социально-культурного управления Галина Фёдоровна Богданова, директор Городецкого музея Вера Викторовна Бровина и я, возглавлявшая в то время Археологическую службу и подолгу жившая в Городце (нам в 1991 году была предоставлена под постоянную археологическую базу башенка ограды бывшего Троицкого собора и появилась возможность постоянно работать в Городце) буквально «фонтанировали» идеями. Памятник был одной из них. «Образец для подражания» уже был в Нижегородском Кремле, поэтому выбор пал на его автора, известного нижегородского скульптора Бебенина В.И. Мы, находясь под впечатлением памятника нижегородцам, видели и в Городце такой же камень.

Я была «делегирована» на переговоры. Ответ был неутешительным. Художник наотрез отказался дублировать нижегородскую работу. Правда, приехать в Городец просто познакомиться с городом он согласился. Ну, а дальше свое дело сделал древний Городец. Работал над проектом Виктор Иванович дотошно. Я его консультировала по вопросам древнерусского вооружения, привозила ему книги по археологии, которые он не просто смотрел, а штудировал. И спустя некоторое время члены Археологической службы, с которой он тогда подружился, стали первыми, кто увидел воплощение замысла».

Памятник 'Раненый со щитом'
Памятник «Раненый со щитом».
Автор фото Овчинин Константин (Нижний Новгород)

Памятник в исполнении Бебенина В.И. получался очень интересным. В мастерской скульптора побывала не одна делегация из Городца. Образ воина — защитника древнего города, нравился многим. Так, восторженно отзывался о нём известный нижегородский краевед Игорь Александрович Кирьянов, автор первых научных археологических раскопок в нашем городе.

Очень жаль, что по разным причинам замысел скульптора не смог воплотиться. С тех пор минуло уже четверть века. Когда два года назад фонды музея пополнила модель памятника Александру Невскому, Татьяна Владимировна дала совет поинтересоваться судьбой работы Бебенина. Что с нею стало? Быть может, и она украсит музейную экспозицию?

В Нижегородском отделении Союза художников любезно подсказали телефон скульптора, но предупредили, что из-за болезни Бебенин В.И. уже давно не работает. Нашему телефонному звонку его супруга была приятно удивлена. Городец напомнил о себе! Людмила Константиновна передала от нас привет мужу и заверила, что он готов подарить музею гипсовую модель неосуществившегося памятника (а дома у него останется экземпляр, выполненный из дерева).

Памятник 'Раненый со щитом'
Памятник «Раненый со щитом».
Автор фото Овчинин Константин (Нижний Новгород)

Виктор Иванович сильно переживал, что почти готовый памятник не состоялся. Ведь была сделана даже полноразмерная фигура для отливки! К счастью, сохранились уменьшенные модели и фотографии, сделанные Археологической службой в мастерской.

Почётный гражданин Городца Владимир Викторович Иванов вспоминает: «В 1990 году, когда я работал главным архитектором города, у нас был интересный проект: установить на древнем валу около проезда в Абросиху фигуру воина. Архитектурную часть вела специалист из Нижнего Новгорода Татьяна Сергеевна Рыжова. Скульптор Бебенин создал очень выразительный, одухотворённый образ. Русский дружинник приподымается на щите. Он отдал защите Городца все силы, был тяжело ранен, но остался непобеждённым…».

Памятник 'Раненый со щитом'
Памятник «Раненый со щитом».
Автор фото Овчинин Константин (Нижний Новгород)

«К сожалению, работу над памятником завершить не удалось, — посетовал Иванов В.В. — В стране шла перестройка, начался экономический кризис. В 1993 году большие средства из бюджета района пришлось вложить в благоустройство набережной для памятника Александру Невскому (он был для нас довольно неожиданным), потом — в мемориал Победы на площади Пролетарской».

К проекту памятника на валу вернулись в 2002 году, когда праздновали 850-летие Городца. Однако на всё задуманное финансов не хватило. В итоге город украсил монумент «Купечеству России», а работа Бебенина В.И. была вновь отложена. Глиняная модель для отливки не сохранилась. Она погибла при переезде мастерской скульптора из подвала Успенской церкви г. Нижнего Новгорода в новое помещение на улице Ильинской.

«Замечательно, что произведение Виктора Ивановича всё-таки стало экспонатом музея! — сказал Иванов В.В. — Вдвойне буду рад, если найдутся люди, которые реализуют идею памятника «Воину-защитнику земли Русской». Площадь у вала в конце улицы Маслова по-прежнему свободна, и она могла бы стать хорошим местом для такого прекрасного монумента».