Городецкое старообрядческое училище. Педагогический музей
Городецкое старообрядческое училище.
Педагогический музей

Об истории создания в Городце краеведческого музея писал Юрий Григорьевич Галай в статье «Городецкий краеведческий музей в довоенный период». Статья эта была подготовлена им для выступления на Городецких чтениях, непременным участником которых он всегда был.

Свою статью Галай начинает такими словами: «Начало городецкому музейному строительству было положено в 1913 году, когда в память 750-летия основания Городца создаётся так называемый "Педагогический музей", который до 1918 г. располагался в доме местного торговца Облаева. В том же году здание было муниципализировано и передано под Народный дом и библиотеку»*.

Жилой дом

Здесь я хочу внести некоторые уточнения. Действительно, в основу коллекции «Городецкого уездного Дома-Музея», как он тогда назывался, вошли экспонаты «Педагогического музея» и стали составлять его «Педагогический отдел».

О дате создания Педагогического музея написал в своём отчёте «О деятельности Городецкого Уездного Дома-Музея за 1920, 1921 и по 1-е июля 1922 года» первый заведующий музеем Иван Гаврилович Блинов*. В разделе «Дата основания музея» он пишет: «Педагогический отдел музея основан в 1913 году и помещён был в здании старообрядческого училища, основание же его последовало в память 750-летия основания Городца, исторический же отдел музея основан в 1920 году».

Идею о создании в Городце «Педагогического музея» предложил Сергей Павлович Серебровский — инспектор народных училищ 2-го инспекторского района Балахнинского уезда.

В «Объяснительной записке к проекту Устава правил и сметы педагогического музея…», составленной в июле 1913 года, Серебровский сообщает: «Вопрос о педагогическом музее поднят мной на заседании балахнинского уездного училищного совета 26 октября прошлого 1912 года. Училищный совет, признав учреждение педагогического музея в с. Городце желательным, вошёл с ходатайством перед балахнинским уездным земским собранием 48-й очередной сессии об отпуске для начала дела весьма небольшой суммы, которая не была отпущена по финансовым соображениям»*. Земское собрание постановило: «По ходатайству об ассигновании 100 руб. на открытие педагогического музея в Городце. Собрание ходатайство совета отклонило»*. Но это не остановило инспектора народных училищ и, чтобы добиться от земства выделения средств, он решает подготовиться более основательно и разрабатывает проект педагогического музея, как правительственного учреждения, тем более что его открытие можно было приурочить к юбилейной дате основания Городца. Здесь нужно отметить, что тогда большинство городчан считало датой основания Городца 1163 год и, отсчитывая от неё, 750-летний юбилей как раз должен был приходиться на 1913 год.

В качестве обоснования необходимости создания музея, Серебровский приводит следующие доводы: «Городец при 20 тысячах жителей является не только административным центром ста начальных училищ, но и центром культурным с двумя гимназиями, торговым для большей половины балахнинского уезда… педагогический музей и библиотека смогут обслуживать весь вверенный мне инспекторский район, тогда как таковые же балахнинские учреждения недостаточны и недоступны для учащих по дальности расстояния и отсутствия надобности быть в Балахне. Отсутствие в с. Городце земского представителя по народному образованию побуждает меня ходатайствовать об учреждении правительственного музея… Учреждение педагогического музея вызывается необходимостью с одной стороны ознакомить учащих с существующими учебными пособиями и тем облегчить их целесообразный выбор для школ, а с другой стороны возбудить в среде учащих стремление к существенному усовершенствованию методов преподавания и воспитания, к обновлению и расширению их знаний, для поддержания их деятельности на должной высоте… Кроме того, подбором популярно-научных сочинений по всем отраслям знаний педагогический музей должен дать возможность учащим расширить и углубить своё образование и производительно в умственном и нравственном отношении заполнить время своего досуга чтением зимою и практическими занятиями по природоведению и сельскому хозяйству летом…. Мы должны считаться с тем, что учительские семинарии, по краткости курса, дают недостаточное общее развитие, учительницы же, а их три четверти всего педагогического персонала, на всю педагогическую подготовку имеют лишь один учебный год в дополнительных классах женских гимназий»*.

Уездный училищный совет на заседании 6 апреля 1913 года признал учреждение проектируемого музея необходимым, а на заседании 22 июня просил составить проект устава и смету на содержание музея с «соображениями о стоимости первоначального обзаведения».

Не надеясь получить достаточные средства от уездного земского собрания, Серебровский решает обратиться за помощью в губернские инстанции.

Нижегородское губернское земство отношением от 7 мая 1913 года за № 547 выразило своё согласие представить ходатайство Серебровского о пособии на рассмотрение губернского собрания, сопроводив его благоприятным заключением губернской управы. В качестве собственного вклада губернское земство передаёт для каждой школы района литературу по гигиене и каталоги для заказа учебников, а для музея микроскоп с препаратами и «волшебный фонарь» с картинками.

Одновременно с этим Серебровский просит уездный учительский совет обратиться к уездному комитету попечительства о народной трезвости с ходатайством «об отпуске более или менее значительного пособия на оборудование педагогического музея», объясняя это так: «Вследствие того, что местность, входящая в состав вверенного мне района, населена старообрядцами и не имеет развитого низшего класса, то устройство попечительством о народной трезвости обычных садов, гуляний и народных домов представляется, на мой взгляд, менее желательным, чем поддержка проектируемого педагогического музея, где при надлежащем оборудовании, могут читаться научные лекции, тем более что для спектаклей и концертов, вполне достаточно имеющихся в с. Пурехе, с. Городце и Василёве помещений читален, а в Городце летом прекращаются за отсутствием публики представления имеющегося в здании читальни кинематографа»*.

Чтобы сократить расходы, Серебровский ведёт переписку с разными учреждениями о возможности получить для музея некоторые предметы бесплатно. В пояснительной записке к проекту музея он сообщает: «Из объектов для коллекции можно рассчитывать получить некоторые от академии наук с её Мурманской и Севастопольской биологическими станциями, а также и другие учреждения, кроме уже упомянутых, могут быть полезны музею в этом деле. Наконец, явится весьма существенной для педагогического музея дружная работа самих учащих по коллекционированию минералов, растений и животных, приготовлению моделей, препаратов и прочих пособий, со способами изготовления которых, учащие ознакомятся из отчётов нижегородского уездного земства и для совершенствования в этом могут поехать на летние практические занятия нижегородского губернского земства. Что касается вопроса о необходимых для музея шкафах и прочей мебели, то таковая может быть весьма выгодно изготовлена в Пуреховском ремесленном отделении»*.

В соответствии с представленным проектом, «педагогический музей, начав функционировать в самых скромных размерах, должен уже делиться на отделы»:

1) Закона Божьего
2) Общепедагогический
3) Русского языка
4) Начальной математики
5) Природоведения, географии, родиноведения и истории
6) Графических искусств
7) Школьной гигиены и физического воспитания
8) Детских игр
9) Прикладных знаний: сельскохозяйственных и ремесленных и техники вообще

Вероятно, получить достаточную сумму для открытия в Городце педагогического музея, Серебровскому так и не удалось. Выступая в первых числах марта 1914 года на совещании учителей народных училищ 2-го инспекторского района, проходящем в Городце, Серебровский в очередной раз поднимает тему о создания школьного музея и обещает «музей устроить и достаточно оборудовать в с. Городце, как центре своего района»*. И только в сентябре 1914 года в газете «Волгарь» появилась небольшая заметка, сообщающая, что «инспектор народных училищ г. Серебровский устроил в помещении городецкого старообрядческого училища педагогическую выставку, которая затем будет преобразована в музей с отделением по борьбе с алкоголизмом»*.

Таким образом, официальное открытие выставки экспонатов произошло в сентябре 1914 года, а преобразование её в музей состоялось только в октябре того же года.

Не всё в музее было так, как это проектировал Серебровский. «Волгарь» в выпуске от 25 сентября сообщает, что выставка, открытая в здании старообрядческого училища и переходящая в постоянный музей, «имеет несколько отделов, особенно заполнен отдел по педагогике. Здесь обращают внимание коллекции по минералогии, ботанике и зоологии. Альбомы видов, карты, таблицы, чучела дополняют отделы выставки»*. А в номере от 8 октября сообщается, что директор народных училищ М.С. Григоревский «посетил педагогический музей, организованный общиной старообрядцев в своём училище. Здесь он обратил внимание на разнообразие выставочных отделов. Музей переполнен методической и педагогической литературой. Среди массы книг встречается подбор хрестоматий разных авторов, образцы учебников, отчёты дирекции по народному образованию, помещённые в земских трудах нескольких земств. Музей богат коллекциями по родиноведению и ботанике. По всем классам обширного училища развешены карты по естествознанию, алкоголизму и проч. Из рукописей выделяются два старинных евангелия, данные во временное пользование»*.

Наверняка не все его экспонаты были интересны для народного музея, но факт остаётся фактом, и педагогический музей стал основой при создании в Городце музея краеведческого.

О дальнейшей судьбе педагогического музея мы узнаём из отчёта И.Г. Блинова. В Разделе «Реорганизация музея» он пишет: «В 1918 году экспонаты музея по педагогике и естествоведению из здания училища были перевезены в Народный дом. В 1919 году из Народного дома перенесли в специальное здание, где помещается и по сие время, дом бывш. купца И.П. Облаева. В 1920 году экспонаты музея были перегруппированы два раза, частично. В 1921 году произведена полная реорганизация музея. Педагогический отдел был выделен в отдельные комнаты в нижний этаж…»*.

С тех пор прошло уже 94 года, но и сейчас на первом этаже городецкого краеведческого музея одна комната представлена экспонатами, указывающими на их принадлежность к педагогическому отделу. Это чучела птиц и животных, а также фрагменты древних животных, когда-либо обитавших на территории городецкой земли. Как и раньше, эта часть музея непременно вызывает восхищение у самых юных его посетителей.