Композиционная схема фасада
Композиционная схема фасада

Функциональная и планировочная схема
Функциональная и планировочная схема

условные обозначение
условные обозначение
Усадьба купца Облаева
Усадьба купца Облаева

Усадьба купца Облаева
Усадьба купца Облаева

Улица Ленина, дома 9, 11.

Объект культурного на­сле­дия регионального зна­че­ния.

Усадьба Облаева, по­строен­ная во вто­рой по­ло­ви­не XIX ве­ка, име­ет ха­рак­тер­ную для большин­ства го­ро­дец­ких уса­деб трёх­част­ную фронталь­ную ком­по­зи­цию — глав­ный дом и флигель, соединён­ные во­ро­та­ми. Одна­ко в отли­чие от дру­гих уса­деб, где под­чи­нён­ное по­ло­же­ние фли­ге­ля по от­но­ше­нию к глав­но­му до­му под­чёрк­ну­то мень­ши­ми раз­ме­ра­ми и бо­лее низ­кой этаж­ностью, здесь флигель име­ет оди­на­ко­вую вы­со­ту с глав­ным до­мом и поч­ти не усту­па­ет ему по ши­ри­не улич­но­го фа­сад­а (со­от­вет­ствен­но пять и семь све­то­вых осей). Иерар­хия эле­мен­тов усадьбы осущест­вля­ет­ся по­сред­ством раз­лич­ной сте­пе­ни на­сы­щен­нос­ти де­ко­ра­тив­но­го убран­ства. Глав­ный дом здесь за­ни­ма­ет угло­вое по­ло­же­ние при пе­ре­се­че­нии ул.МОПРа (быв­шей Ни­кольской) с ул. Ле­ни­на (быв­шей Ку­пе­чес­кой). В ре­зульта­те подчинения трассировке улиц, здание получило в плане форму трапеции. Со стороны двора имеется небольшой граненый эркер и балкон. Оба уличных фасада в семь и шесть световых осей решены идентично. Особенностью здесь является расположение входа по центральной оси фасада со стороны ул.Ленина, что исключает боковую входную пристройку. Очевидно, изначально главный дом был выдержан в духе эклектики, на что косвенно указывает архитектура флигеля (точных данных об этом не сохранилось).

В начале ХХ века главный дом (ул. Ленина, 11) получил декоративную отделку в модном в то время стиле модерн. К приметам «нового стиля» относятся расчленение фасада пересекающимися горизонтальными и вертикальными элементами, имитирующими конструктивный каркас, дополнительные горизонтальные членения в верхней трети окон, декоративные детали в верхней части угловых пилястр — крупные западающие «таблетки» в сочетании с вертикальными «шнурами» разной длины. Характерной является форма наличников с «ушками», причём если в нижнем этаже наличник выступает по отношению к плоскости стены, то в верхнем этаже, где окна лишены наличников, подобная же форма образована выступающим фигурным горизонтальным поясом с сегментными нишами. Стены нижнего этажа на высоту двух третей окон обработаны мелким горизонтальным рустом. Плоскостной, аппликативный характер декора, его линеарность, графичность являются чертами провинциальной трактовки модерна и в то же время указывают на влияние декоративных приёмов деревянной городской архитектуры.

На фотографии 1930 года [Опубликована в кн.: Горячев В.А. Древний Городец — «Малый Китеж». — М., 1993. С. 52] видно, что здание имело выше линии карниза развитый парапет, состоящий из центрального прямого аттика, увенчанного двумя скульптурными вазонами, и ряда декоративных столбиков, соединенных металлическими решётками. Ворота также имели высокое треугольное завершение с боковыми полочками и вазоном по центральной оси (в настоящее время все эти элементы утрачены).

Дополнением к дому служит литой металлический навес над входом, выполненный на местном механическом заводе Кузнецова (впоследствии — Облаева). Подобные навесы полуцилиндрической формы с горизонтальными боковыми полками, опирающимися на двойные чугунные столбики, сохранились в ряде городецких домов и усадеб [Усадьбы братьев Лапшиных (ул. Ленина, 1, 3), Малехонова (ул. М. Горького, 133), Митюкова (ул. Революции, 3), жилой дом (пер. Кирова, 2). Утраченные навесы в усадьбах Облаева и Лапшиной (ул. Набережная Революции, 5, 5а, 6) изготовлены вновь в 1990-х гг. по сохранившимся образцам]. Привлекает внимание высокий художественный уровень ажурного литья на фронтальной и боковых частях навеса. Нарядная чугунная решётка дополняла также боковой фасад со стороны ул. МОПРа.

Сдержанное декоративное убранство двухэтажного каменного флигеля (ул.Ленина, 9) состоит из плоского фриза с восьмиугольными филёнками, скромных наличников в виде рамки и выступающих бровок сегментных очертаний над окнами верхнего этажа, зрительно сливающихся в единую волнообразную линию. Изначально флигель также был предназначен для жилья. Однако в начале ХХ века с расширением социальной инфраструктуры в Городце проявляется тенденция, присущая развивающимся торгово-промышленным поселениям губернии — отчуждение построек из состава усадьбы и сдача их в аренду для различных общественных нужд. Обнаружены архивные документы [ЦАНО. Ф. 45. Оп. 242. Д. 278. Дело о ремонте женской прогимназии в селе Городец Балахнинского уезда в доме П.Ф. Облаева. 1911], свидетельствующие о том, что в 1910-х годах флигель усадьбы сдавался для размещения в нём женской прогимназии. В 1911 году к нему была сделана двухэтажная пристройка, объём которой развивался вглубь участка и имел сбивку относительно первоначального здания для удобства организации входа со стороны ул.Купеческой. Скромная по архитектуре пристройка, «прятавшаяся» в глубине квартала, имела крупное арочное окно-витраж лестничной клетки на боковом фасаде, что указывает на влияние модерна. Существующее здание было перепланировано для размещения в нём учебных классов и квартиры учительницы.

Надворные постройки получили выраженное развитие вдоль ул. МОПРа. Здесь между двумя одноэтажными каменными зданиями хозяйственного назначения располагался второй въезд на территорию усадьбы. Главный дом имел со стороны двора вытянутую двухэтажную пристройку, расположенную параллельно службам.

Все постройки усадьбы каменные, оштукатуренные. Современное цветовое решение главного дома — бирюзовый с белым, флигеля и ворот — жёлтый с белым.