В Городце и его округе коллекционирование и профессиональное переписывание рукописных книг староверами было очень распространено. Известнейшими собирателями древностей были богатые местные купцы Пётр Алексеевич Овчинников (1843–1912) и Григорий Матвеевич Прянишников (1845–1915).

Прянишников Г.М., купец 2-й гильдии, был крупнейшим городецким коллекционером, собиравшим не только старые рукописи и книги, но также иконы и монеты. Книготорговец-антиквар Шибанов П.П. оставил довольно яркую характеристику Прянишникова как собирателя: «Человек он был необщительный, собрания его никто не видел, (исключение, вероятно, делалось для некоторых учёных, как Барсов Е.В., Белокуров С.А.), о значимости его собрания судили по его покупкам, которых он, действительно, делал много. Торговался Прянишников самым жестоким образом, нередко продать ему что-либо вынуждала только крайняя необходимость в оборотных средствах».

После смерти Прянишникова Г.М. большая часть его огромной коллекции была передана в Румянцевский и Исторический музеи, некоторые иконы были оставлены в Городецком краеведческом музе. Сейчас более двухсот книг и рукописей Прянишникова хранятся в рукописном отделе Российской Государственной библиотеки в отдельном фонде номер 242. Наиболее ранняя рукопись датирована 1430 годом.

Овчинников П.А. был известен не только как крупный коллекционер, но и как видный деятель старообрядчества в Нижегородской губернии. Он входил в Совет Всероссийского братства беглопоповцев. В 1911 году Овчинников вышел из состава братства и присоединился к старообрядцам Белокриницкой иерархии. В последние годы жизни он занимался издательской деятельностью, о чём свидетельствуют объявления в журналах «Церковь» за 1912 год: «О продаже новых книг, отпечатанных с древних рукописей церковно-славянским шрифтом в селе Городце у П.А. Овчинникова». Писатель и врач Елпатьевский С.Я. писал в своих «Воспоминаниях» об Овчинникове: «Он собирал старину — иконы, но главным образом, старые рукописные и старинные книги. Он находил их всюду: в Москве, по Архангельской и Вологодской губерниям, специально ездил разыскивать в Поволжье, на Урал… Интересовался болгарскими рукописями, которые добывал через проживающих в Болгарии и Румынии старообрядцев. И в Нижнем Новгороде, на ярмарке».

Известный московский антиквар Шибанов П.П. на страницах своих воспоминаний «Полвека с книгой», сопоставляя двух городецких библиофилов, Овчинникова и Прянишникова, писал так: «Пётр Алексеевич Овчинников был несравненно культурнее, всё время пополнял своё образование, дружил с учёными. Нередко, будучи в Москве, ходил в Румянцевский музей за справками и для сравнения купленного им списка с тем, что находится в музее».

После смерти Овчинникова П.А. в приобретении его коллекции были заинтересованы многие учреждения. В 1918 году в Городец был командирован главный хранитель отдела рукописей Государственного Румянцевского музея Георгиевский Г.П. — он вёл переговоры с наследниками Овчинникова и Прянишникова. В сентябре 1919 года рукописные книги собрания Овчинникова были приготовлены к отправке в Румянцевский музей, передающий затем свои книжные фонды в Российскую Государственню библиотеку (потом — библиотека имени В.И. Ленина). Собрание Овчинникова хранится в отделе рукописей со времени поступления на правах самостоятельного фонда номер 209 и содержит 841 единицу хранения, среди которых есть две рукописи XIV века и одна рубежа XIV–XV веков. Часть коллекции Овчинникова осталась в Городце в Краеведческом музее.

В собраниях Прянишникова и Овчинникова наряду с подлинными рукописями XV–XVIII веков имеются книги, переписанные уже в конце XIX века местными писцами и художниками. Самым талантливым из них был Иван Гаврилович Блинов (1872–1944).

Блинов И.Г. родился 5 ноября 1872 года в деревне Кудашихе Балахнинского уезда, неподалёку от Городца, в семье крестьянина-старообрядца. Детские годы Ивана прошли в деревне Коскове, на берегу красивой лесной реки Узолы. Деревня Косково была одним из центров, где изготовлялись донца для прялок и украшались городецкой росписью. Семья деда по матери также занималась эти промыслом, дядья Игнатий Климентьевич и Василий Климентьевич Лебедевы были известными мастерами. Уже в молодости Иван увлёкся перепиской книг и решил полностью посвятить себя этому искусству.

Молодой художник-самоучка переезжает в Городец, где получает поддержку городецких коллекционеров Овчинникова и Прянишникова, в мастерской последнего Блинов И.Г. проработал несколько лет. Для Овчинникова П.А. Блинов переписал 25 книг.

В начале XX века Блинов И.Г. работает у книготорговца и библиофила Никифорова Н.П. в г.Горбатове Нижегородской губернии, а потом по заказу Нижегородской Думы — в Казани, в библиотеках Казанского университета и Казанской Духовной Академии. Постепенно Блинов И.Г. становится опытным и эрудированным художником, а его имя — известным среди ценителей старины. В 1906 году он принимает участие в Археологическом съезде во Владимире.

В 1909 году по рекомендации Прянишникова Г.М. Иван Блинов начинает работать в Москве в старообрядческой книгопечатне Малехонова Л.А. старшим корректором славянского шрифта. Новый круг московских знакомств дал возможность Блинову установить деловые и творческие связи со столичными музеями и библиотеками. В 1910-е годы наступает время расцвета таланта Блинова И.Г. Он знакомится с такими художниками как Савинов А.И., Зворыкин В.В., Нестеров М.В., Стеллецкий Д.С. Вместе со Стеллецким Блинов выполняет рукопись «Слово о полку Игореве» (поступила в Третьяковскую галерею). Позже самостоятельно изготавливает лицевые рукописи «Слова» по заказам разных лиц. А в 1916 году Блинова приглашают графически оформить статут ордена Святой Ольги, с чем художник прекрасно справляется и удостаивается Андреевской золотой медали. Стоит также упомянуть, что во время военной службы санитаром в военно-полевом госпитале в 1917 году Блинов знакомится с Сергеем Есениным. После демобилизации художник возвращается в Москву, его зачисляют в учёную коллегию Исторического музея.

В 1919 году Иван Гаврилович вернулся в Городец и начал работать в Городецком музее сначала сотрудником, а с 1920 по 1925 года — директором. Несколько лет спустя он вновь становится сотрудником музея, а в 1930-е годы переходит на работу в колхоз. Последняя иллюстрированная рукопись Ивана Блинова — «История города Городца», законченная в 1937 году (её текст был сочинён местными краеведами). Один экземпляр этой работы хранится в рукописном отделе Российской Государственной библиотеке, а другой в Нижегородском областном музее-заповеднике. Умер выдающийся художник в Городце в 1944 году.

Творческое наследие Блинова И.Г. насчитывает более ста лицевых (иллюстрированных) рукописных книг. Двадцать его работ принадлежат Государственному Историческому музею, среди них «Сказание о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о князе Черниговском и его боярине Феодоре», «Повесть об убиении царевича Дмитрия Угличского», «Повесть о Савве Грудцыне». Здесь же одна необычная работа — «Повесть о вещем Олеге», написанная мастером в 1914 году и переданная в музей Кориным П.Д. В отделе рукописей Российской Государственной библиотеки образован фонд Блинова. Работы замечательного городецкого художника хранятся также в Государственной публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина.

Городецкий музей хранит 17 рукописных книг выдающегося городецкого художника. Они были выполнены Блиновым по заказу Овчинникова: при передачи собрания этого коллекционера в Румянцевский музей Иван Гаврилович позаботился, чтобы частично его работы остались в Городце. Сейчас они экспонируются на постоянной выставке. Кроме книг в экспозиции представлены две живописные работы Блинова И.Г., выполненные на бумаге: «Посещение протопопа Аввакума в тюрьме боярыней Морозовой» и «Куликовская битва» с большим текстом Сказания о Мамаевом побоище внизу. Случайно в городецкой средней школе № 5 (бывшее здание старообрядческой часовни) была найдена «Летопись Городецкой старообрядческой часовни», написанная Блиновым И.Г. на холсте. Её также можно увидеть в экспозиции.

Коллекция рукописных книг Блинова И.Г. имеет всероссийское значение и является настоящей гордостью нашего музея. Аксёнова Г.В. в своём очерке «Творчество И.Г. Блинова в книжной культуре России XIX века» пишет:

«Все работы Ивана Гавриловича Блинова говорят не только о талантливости русского крестьянства, но и его высокой культуре, образованности, хорошем знании и понимании исторических традиций и своего прошлого. Не "консервативность крестьянской старообрядческой идеологии", а высокие эстетические и философские основы народной крестьянской культуры лежат в основе работы крестьянских книгописцев конца XIX – начала XX веков, ярким, талантливым представителем которых был Иван Гаврилович Блинов».