(Пьеса в четырёх действиях)

Действующие лица:

Семён Аркадьевич Полуянов, чиновник из областного департамента образования.
Любим Денисович Копёшкин, он же Люден (сокращённый вариант имени, отчества), он же Люденыч, директор школы.
Леонид Леонидович Ружьёв, он же Лёлик, учитель русского языка и литературы, он же член какого-то творческого союза, он же поэт.
Александр Александрович Дворов, он же Саныч, он же авторитетный учитель истории и обществознания.
Роберт Самуилович Строкаев, он же Стро, учитель физкультуры.
Пар, он же Гриша Паромов, он же координатор, ученик 11 А класса.
Теля, он же Интеллигент, он же Саша Ракитин, ученик 5 В класса.
Ида Григорьевна Решкина, она же Ида, завуч-I, то есть заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Матильда Никитична Перцева, она же Перце-Фурцева, она же завуч-II, то есть заместитель директора по воспитательной работе.
Передовые учителя, т.е. те, которые постоянно на виду, о них говорят, они приносят рейтинговые баллы школе, элита.
Просто учителя, т.е. те, которые просто работают, о них не говорят, но они тоже приносят рейтинговые баллы.
Дядя Сэм — лидер рэп-группы «Дядя Сэм».
Первоклассник — не очень продвинутый в вопросах этики, он же Шкет.
Ученики, 10 класс.
Двоечник, 10 класс.
Троечник, 10 класс.
Четвёрочник Орехов, 10 класс.


Действие I

Сцена 1

Современная школа 21 века. Широкие коридоры. На стенах стенды, пол покрыт линолеумом. Кабинет директора. В нём — Любим Денисович Копёшкин, директор школы, и завуч-I Ида Григорьевна Решкина.

Любим Денисович. Понимаешь, Ида Григорьевна, этот Полуянов необычный чиновник, вот скажем, приближается аккредитация, должна нагрянуть комиссия областных департаментских. Все в школе ждут, а их нет и нет. И тут тебе на — Полуянов. Прошу любить и жаловать — один без свиты. Я его знаю, а другие в школе нет. А он…

Ида Григорьевна (раздражённо). Шныряет в одиночку что ли? Ищет зацепки? Зачем ему?

Любим Денисович (нервничает сильнее). А затем, чтобы реальную картину иметь: что хромает в школе. Например, перила расшатаны — угроза для жизни. Он заметил это — записал. Или пол грязный в столовой. Увидел — на карандаш. Редкий подлец. Ничего не упускает.

Ида Григорьевна. А что тебя, Любим Денисович, настораживает? Ну, придёт он незаметно, ну, назаписывает кучу замечаний. Школу-то не закроют.

Любим Денисович. А сколько нервов потрачено будет, а? Он ведь поймёт, что комиссию ждали, всюду марафет навели. Там гвоздики подбили, тут подшаманили. А когда он ходил — ничего этого не было: гвоздики в перилах торчали…

Ида Григорьевна. Дались тебе эти перила, Любим Денисович, с гвоздиками.

Любим Денисович. Короче, задача такая: он, Полуянов то есть, должен не сегодня — завтра появиться здесь. Скажи этому… Паромову, его ещё Пар кличут, пусть ненавязчиво понаблюдает, по коридорам походит, около входа постоит. Чуть что — пусть докладывает.

Ида Григорьевна. Так он же уроки пропустит, двоек нахватает. Учителя прибегут жаловаться.

Любим Денисович. Скажешь: для дела. Объяснишь, короче, суть дела любопытным.

Ида Григорьевна. А если не увидит этот Паромов-Пар нашего чиновника?

Любим Денисович. То есть как не увидит? Должен увидеть.

Ида Григорьевна. Ну, бывает такое, пропустит по незнанию.

Любим Денисович. Значит, ходи сама, наблюдай. (Недовольно). Пропустит. Ишь чего! Что не так — сразу ко мне!

Ида Григорьевна. Ну, обнаружим мы этого Полуянова. И дальше что будем с ним делать? Доказывать ему, что чёрное — это белое, что ли? Он нас пошлёт с нашими доказательствами.

Любим Денисович. А дальше я займусь этим вопросом — лично. Это уже моё дело.

Ида Григорьевна. Ладно, Любим Денисович. Чем можем — поможем.

Любим Денисович. Просто понимаешь, Ида Григорьевна, любого человека можно поставить в неловкое положение. Тем самым заткнуть ему рот. Полуянов думает, что он ого-го, а окажется ага-га. (Неискренне смеётся).

Ида Григорьевна. Как это?

Любим Денисович. Как, как? Загоним его в угол.

Ида Григорьевна. А получится? Всё же человек-то не такой простой.

Любим Денисович. Получится. Я буду тягаться с ним на руках. Он же один, свиты нет — свидетелей нет. Уверенность в своих силах, и всё получится.

Ида Григорьевна. А если у него силы больше — что тогда?

Любим Денисович. Какой силы? Формальной?

Ида Григорьевна. Так и до драки недалеко.

Любим Денисович. Всё ему будет, если захочет.

Ида Григорьевна. А если он не захочет.

Любим Денисович. Не захочет — другое дело. Может обнаружить у себя в сумке бутылку вина или наркоту какую-нибудь. Неудобное, согласитесь, положение.

Ида Григорьевна. (открыла от изумления рот, произносит в сторону). Так это ты редкий подлец, Любим, а не он. (Обращается к Любиму). Нет, уж лучше мы его нейтрализуем на старте.


Сцена 2

Школьный вестибюль. Через входную дверь в школу заходит очень скромно одетый человек с очками на носу и большим портфелем. Это Семён Аркадьевич Полуянов, чиновник из областного департамента школы. Навстречу ему идёт крупный ученик 11 А класса Гриша Паромов (Пар).

Полуянов. Парень, ты мне не подскажешь, где здесь кабинет директора?

Пар. Людена, что ли?

Полуянов (неуверенно). Н-н-н-не понял?

Пар (грозно). Зачем тебе, дядя, понадобился кабинет директора, а?

Полуянов (в сторону). Ничего себе, ученики в школе! (Пару). Я просто…

Пар (входит в раж). Что просто? (Надвигается на Полуянова). Может, ты его хочешь того… (проводит большим пальцем правой руки по горлу). Дядя, а ты случайно не террорист?

Полуянов (вжимает голову в плечи). Нет, что ты…

Пар. А что у тебя в сумке? Вдруг бомба? (Разводит театрально в стороны руки). Тогда надо вызвать МЧС.

Полуянов озадачен и испуган, не знает, как себя вести, морщит лоб.

Пар. Что молчишь, дядя? Вину чувствуешь? Вот я сейчас пойду — эмчээсникам позвоню, скажу, что подозрительный чел с большой сумкой у нас ошивается. А они приедут, зададут вопросы.

Полуянов (в сторону). А ведь пойдёт и позвонит. Такой сможет. Выставит меня на смех перед всем департаментом: областного чиновника приняли за разбойника. А кстати, где у них охрана? Нет охраны. Это им первое замечание, которое я напишу: отсутствует охранник.

Пар уходит в глубь школы. Звенит звонок. Полуянов ускользает из школы через входную дверь.


Сцена 3

Школьный коридор. Вразвалку идёт Пар, мимо него пробегают ученики младших классов. Он останавливает одного аккуратно постриженного, очень интеллигентного.

Пар. Слышишь, Теля, не видел Люденыча?

Теля. Нет.

Пар (сурово). И я нет. А надо увидеть срочно.

Теля. Может, у Строкаева? Соревнования по волейболу скоро.

Пар. Вот и выясни… прямо сейчас. (Немного думает). Хотя нет, давай ближе к звонку.

Теля (в сторону). Понятно, урок хочет прогулять.

Пар (насмешливо). Тут ботан какой-то в школу прихилял. Ну, чучело, ты бы видел. Я его в оборот взял. Кто, мол, такой, что нужно?

Теля. Ты не знаешь, наверное…

Пар (немного напрягается). Что не знаю?

Теля. Они ждут гостя.

Пар. Откуда?

Теля. Не помню, откуда, но знаю, что очень важного.

Пар (задумчиво и раздражённо). А мне Ида наказала: всех подозрительных — под пресс.

Теля (выпучил глаза). Как так?

Пар. Ну, шучу, шучу я. Мал ты ещё, не понимаешь… Короче, двигай в спортзал, потом доложишь, где Люденыч (торопит жестами). Давай, давай.

Теля убегает по коридору.


Сцена 4

Кабинет литературы. Около учительского стола стоят двое средних лет мужчин, в костюмах, галстуках. Один — учитель истории Александр Александрович Дворов (Саныч, Дуплет), другой — учитель русского языка и литературы Леонид Леонидович Ружьёв (Лёлик).

Дворов. В школе — байда непонятная, муть какая-то. Люден — комок нервов, Ида с Матильдой — каждая будто по лому проглотила; рычат: «За порядком следи, стенды поправь, цветы полей в кабинете». Ну, сдурели тётки! Не видел их такими давно.

Ружьёв. Не переживай, это только начало.

Дворов (насмешливо). Начало конца?

Ружьёв. Или конец начала.

В кабинет заглядывает Пар, хочет уйти, но Ружьёв его останавливает.

Ружьёв. Паромов, подойди сюда.

Пар. А волшебное слово?

Дворов (с усмешкой). Резче, Пар. Базар наметился.

Паромов заходит в кабинет, останавливается чуть поодаль от учителей.

Пар. Чего хотели?

Ружьёв. Ты как особо поверенный в делах государственной важности должен знать, почему Любим Денисович вдруг стал слишком дёрганным?

Пар. А откуда я чего знаю?

Дворов. Пар, лицо попроще.

Пар. Да я что…

Дворов (властно). Отставить пургу, Пар. Я серьёзно спрашиваю: кто, когда и с кем?

Пар недоумевает.

Ружьёв. Ну, Паромов, хватит притворяться…

Дворов (перебивает). Когда и кто с кем должны пожаловать к нам?

Пар. Да спросите Людена сами.

Дворов. Отставить нытьё, Пар. Мы, что, должны напрягаться неделю, две. Сколько? Говори! Это сумасшествие надоело уже.

Пар. Я ж не директор, я не знаю.

Ружьёв (строго). Паромов, ты всегда знаешь, что творится в школе. Ты же координатор.

Дворов. И комбинатор.

Ружьёв. И «дегустатор» всех событий в школе.

Пар (в сторону). Во крутой какой.

В кабинет заглядывает Теля.

Ружьёв и Дворов (одновременно). Ракитин, заходи!

Теля (конфузливо). Мне бы Паромова.

Дворов. Заходи, тебе сказали; если сказали заходи, это значит — надо зайти.

Ружьёв. Большая перемена близится к концу. Ребята, надо быть коммуникабельнее.

Пар. Это как?

Ружьёв. Идти на контакт с нами, а не бычиться.

Звенит звонок на урок. Все, кроме Ружьёва, выходят из кабинета.


Действие II

Сцена 1

В спортзале Любим Денисович (директор) и Роберт Самуилович Строкаев, учитель физкультуры.

Любим Денисович. Слышал, Самуилыч, последние новости?

Роберт Самуилович. До того ли мне, Любим Денисыч. У меня соревнования по волейболу на носу — областные. Впахиваю, как вол. Автобус, значит, дадите?

Любим Денисович (не слушая, как бы сам с собой). Нам бы день, другой простоять. Авось, и пронесёт.

Роберт Самуилович. В чём проблема-то?

Любим Денисович. Да есть в департаменте один человек-паук, любитель свалиться на голову нежданно. И разоблачить.

Роберт Самуилович. Спорт у него такой?

Любим Денисович. Ну, вроде того.

Роберт Самуилович. Адреналин дополнительный добывает.

Любим Денисович. Да он, Самуилыч, похоже, в вечных поисках адреналина.

Роберт Самуилович. Ну, прям, Гоголь сплошной намечается.

Любим Денисович (рассеянно). Что, что?

Роберт Самуилович. Говорю, как у Гоголя в «Ревизоре». Все ждут ревизора, никто не знает, как он выглядит и когда приедет.

Любим Денисович. Да я-то знаю, как он выглядит. Видел пару раз на областных совещаниях. А вот когда «приедет»… — вопрос.

Роберт Самуилович. Надо просто пережить.

Любим Денисович. Легко сказать.

В спортзал заглядывает Теля.

Теля. Любим Денисович, вас ищет Паромов.

Любим Денисович. Что у него?

Теля. Какая-то важная информация для вас.

Любим Денисович. Звонок уже прозвенел. Иди на урок, Ракитин (спохватывается). Да, постой-ка секунду. Где, говоришь, Паромов?

Теля. Около вашего кабинета.

Теля исчезает.

Любим Денисович (обращается к Строкаеву). Знаешь этого пацана, Самуилыч?

Роберт Самулович. Знаю. Кличка у него интересная — Теля.

Любим Денисович. Это сокращённый вариант слова интеллигент.

Роберт Самулович. А он и вправду интеллигент?

Любим Денисович. Толковый парнишка. А дед у него профессор математики, учебники школьные пишет.

Роберт Самулович (с усмешкой). А какие задачи в них интересные! Пять воробьёв сели на воду. Раздался выстрел. И так далее. Как воробьи могут сесть на воду? Они ж не утки.

Любим Денисович. Его дедушка в Америке лет двадцать уже живёт, продвигает американскую науку.

Роберт Самуилович (со смехом). Ну да, летели два крокодила: один на север, другой зелёный.

Любим Денисович. Тебе смешно, Самуилыч, а мне не очень. (Принимает строгий вид). Урока-то нет, что ли?

Роберт Самуилович. Окно.

Директор уходит из спортзала со словами: «Весёлые у меня учителя. Что ж мне-то так не- весело?»


Сцена 2

Со словами «Заходи, Паромов» Любим Денисович входит в свой кабинет.

Любим Денисович. Ну, рассказывай.

Пар. А чо рассказывать-то. Слышу, входной дверью хлопнули. Я — к выходу, а там этот … (Силится подобрать нужное слово).

Любим Денисович. Мужчина среднего роста?

Пар. Да, не очень высокий.

Любим Денисович. В очках.

Пар кивает в ответ.

Любим Денисович. С большим портфелем в руках?

Пар. Ну да, у него такая здоровая сумища была.

Любим Денисович. Эта сумища называется портфель. Когда этот мужчина был мальчиком, он ходил в школу тоже с портфелем, но не с таким большим.

Пар. Он меня про вас начал спрашивать. Где кабинет ваш…

Любим Денисович. А ты что?

Пар. Честно всё рассказать?

Любим Денисович. Очень честно.

Пар. Ну, я его понтанул.

Любим Денисович удивляется, немного вытягивает шею, сводит брови к переносице.

Любим Денисович. Это как ты его понтанул, а? Рассказывай быстро!

Пар. Ну, типа стал наезжать: может, террорист ты, говорил ему.

Любим Денисович. А он? Струхнул, что ли?

Пар. Что?

Любим Денисович. Ну, испугался он? Или стал стращать, что, мол, накажет за такие слова.

Пар (уверенно). Он перетрухался. Я ещё прилепил ему, типа — в МЧС пойду звонить.

Любим Денисович (в сторону). Молодец какой! Расцеловал бы. Наконец-то попал хмырь департаментский в неудобное положение. Запомнит теперь надолго. (Радостно). Сработала моя задумка даже без моего подключения. Во как вышло! (Потирает руки). Да, идеи правят миром. Вот задумал я проучить Полуянова и проучил ведь. А пока он очухается, мы недостатки-то и устраним. (Паромову со строгостью). Ты вот что, дружок, успокойся и всем своим скажи, чтобы незнакомых, кто появится в школе, встречали с улыбкой. И никакой самодеятельности! Будут о чём спрашивать, всё у нас хорошо. Учителя отличные, в столовой кормят хорошо. Ну и всё такое в этом роде.

Пар (видя располагающее настроение Любима Денисовича). А я что, я готов.

Любим Денисович. Все ученики у нас паиньки-заиньки. Здороваются, все показывают: где кабинет директора, завучей.

Пар. Ну, понял я, понял. (Собирается уйти).

Любим Денисович. Стой! (Пар останавливается почти в дверях). Скажи-ка, дружок, у нас в школе только учеников по кличкам называют?

Пар (недоумённо). А вам зачем?

Любим Денисович (строго-шаловливо). Ну, колись уже, Пар.

Пар. Вы ж сами знаете.

Любим Денисович. Давай конкретно, как зовут Дворова?

Пар. Александр Александрович.

Любим Денисович. По кличке.

Пар (неохотно). Ну, Саныч (в сторону). А ещё Дуплетом кличут.

Любим Денисович (смакуя). Саныч. Хорошо! А Ружьёва?

Пар. Кликуху сказать?

Любим Денисович кивает в ответ.

Пар. Ну, Лёлик.

Любим Денисович. Ха-ха-ха, Лёлик. Класс, Лёлик. Ну, об Иде Григорьевне я спрашивать не буду. Её Идой зовут, сам слышал, когда ученики переговаривались меж собой. Как Матильду Никитичну?

Пар. Перце-Фурцева.

Любим Денисович. Гм, Перце-Фурцева. Кто придумал такое прозвище, был не дурак. (Обращается к Пару). А кто придумал ей прозвище?

Пар. Не знаю я.

Любим Денисович. А как вы физкультурника называете?

Пар. По кликухе?

Любим Денисович. Да, да, по кликухе.

Пар (в сторону). Понесло Люденыча. (Любиму в глаза). Стро.

Любим Денисович. Стро? Всего-то? А что, неплохо: Стро. Коротко, главное, экономно. Даже — экономично.

Пар. Я пойду?

Любим Денисович. Последний вопрос. Как меня кличут?

Пар. Неудобно как-то мне…

Любим Денисович. Неудобно, когда на потолке укрываешься одеялом.

Пар (тупо). Почему?

Любим Денисович. Сползает потому что. (Очень строго). Ну, говори.

Пар. Обидитесь.

Любим Денисович. Говори, я сказал.

Пар. Ну… Люден.

Любим Денисович. Ещё раз.

Пар. Люден. Любим Денисович — по первым буквам.

Любим Денисович (несколько успокоившись). Иди, Паромов. Помни, что я тебе сказал. Улыбки, доброжелательность, вежливость.


Сцена 3

Учительская. В ней Любим Денисович (Люден, он же директор), Ида Григорьевна (завуч-I), Матильда Никитична (завуч-II), передовые учителя (элита), просто учителя.

Люден. Итак, друзья мои, сегодня ещё день ожидания прошёл. И, кажется, неплохо.

Матильда Никитична. Говорите яснее, Любим Денисыч.

Люден. Вы, я думаю, уже всё знаете. У нас в этом году аккредитация, и должны со дня на день пожаловать гости.

Матильда Никитична. А гостей (обращается ко всем учителям) надо встретить достойно.

Люден (подхватывает). С улыбками…

Один из просто учителей (вполголоса). С цветами, купленными за свой счёт.

Матильда. Кто там умничает? Слушайте уже!

Другой из просто учителей (довольно громко). А если спросят о премиях, улыбаться продолжать?

Люден. Не надо сводить всё к одним деньгам. (Сдвигает брови к переносице). Зарплату прибавили. (Добавляет). Недавно. Вроде бы все неплохо получают теперь.

Один из просто учителей (резко). Давайте чаще участвовать в конкурсах, а потом качать права о больших деньгах.

В учительской нарастает гул, недовольство.

Дворов (Ружьёву). Заметь, как все расселись.

Ружьёв. Как?

Дворов. Как? (С насмешкой). Кланово.

Ружьёв (рассматривает всех учителей). Да, действительно, кланово.

Дворов. Элитное подразделение напротив Люденыча.

Ружьёв. А не элитное — напротив Матильды.

Дворов (словно спохватывается). Мы-то с тобой где?

Ружьёв (слегка устало и насмешливо). Как всегда — посередине .

Дворов. Слушай, Леонидыч, а что наш Люден так боится этой комиссии?

Ружьёв. Должность обязывает. Представь: ты мэр, а к тебе ночью нагрянули ребята из ФСБ — с обвинениями в краже миллиардов.

Дворов. Доказать ещё надо мою виновность.

Ружьёв. Раз пришли — значит, докажут.

Дворов. Скучная перспектива.

Ружьёв. Метафора.

Дворов. Что, что?

Шум усилился. Люден гневно сверкает глазами. На него никто не смотрит.

Строкаев. Любомир Денисович, я пойду. Мне инвентарь надо подготовить.

Люден (по-деловому, официально). Да. Да. Конечно, Роберт Самуилович. (Шутливо). Не забудьте ребят в автобус погрузить.

Матильда (очень громко). В препараторских должен быть идеальный порядок. Ни пылинки. Старьё убрать. Или хотя бы закрыть материалом…

Люден. Всем подойти к Иде Григорьевне и расписаться в журнале по технике безопасности!

Ида Григорьевна. Срочно!

Все учителя окружают Иду Григорьевну. Быстро расписываются в журнале по технике безопасности.


Действие III

Сцена 1

Следующий день. В школе тихо: идут уроки. По школьному коридору идёт человек, одетый под неформала: на теле кожаная куртка чёрного цвета, на голове бандана, на ногах — чёрные кожаные штаны и берцы. На глазах тёмные очки. В руках пакет, на котором изображён Фифти Цент, американский рэпер. Ему навстречу идёт развязанный первоклассник, не очень продвинутый в этических вопросах.

Незнакомец (останавливает первоклассника). Эй, детка, подскажи-ка мне, где здесь старшие классы занимаются?

Первоклассник. А тебе зачем?

Незнакомец. А ты знаешь: кто я?

Первоклассник (нисколько не тушуясь). На ди-джея похож.

Незнакомец. Почти угадал. Но не совсем. Ди-джейство — это моё хобби. А вообще я лидер группы «Дядя Сэм». Слыхал о такой? (Начинает напевать рэперскую мелодию).

Первоклассник (спокойно). К нам постоянно из цирка приходят. На этой неделе уже два раза приходили.

Незнакомец. Да при чём здесь цирк? Я могу тебе предложить сходить на концерт моей группы. Хочешь?

Первоклассник. Бесплатно?

Незнакомец. Покажешь, где старшие классы — за полцены. Идёт?

Первоклассник. Ага! (Радостно). Вот на этом этаже седьмые и восьмые постоянно учатся… А билетик-то дай мне.

Незнакомец. Меня зовут дядя Сэм.

мПервоклассник (не слушая). А на третьем — девятые-десятые… Всё, я тебе рассказал, теперь давай билет.

Дядя Сэм. Где тебя найти?

Первоклассник (недоумённо). Зачем?

Дядя Сэм. Билетик тебе вручить чтобы.

Первоклассник (недоверчиво). Обманул… Я так и знал.

Дядя Сэм (достаёт из пакета билет). На, держи свой билет.

Первоклассник (вертит его в руках, читает, что на нём написано). Дядя…

Дядя Сэм (подсказывает). Сэм.

Первоклассник (недовольно). На нём не указано, где будет концерт и во сколько.

Дядя Сэм. А я ещё сам не решил, где и во сколько.

Первоклассник. Тогда это лажа, а не билетик.

Дядя Сэм. Посмотрим.


Сцена 2

Теля и Пар в коридоре третьего этажа.

Пар. Как его зовут?

Теля. Шкет говорил: дядя Сэм.

Пар. И группа так же называется?

Теля. Ну да, если верить Шкету.

Пар. Ты слышал про такую группу?

Теля. Нет.

Пар. Вот и я — нет. (Растягивая слова). Дя-а-а-а-дя-а-а-а Сэ-э-э-эм… А одет как этот дядя Сэм?

Теля. Во всё чёрное.

Пар. Как металлюга! (С горячностью). А не всё ли равно как! Увидеть бы его. (Задумывается). Хотя надо Людену рассказать о нём. Для начала. (Прикривая на Телю). Понял!

Теля (испуганно пятится). Иду, иду.

Пар. Поживей! (Про себя). Одет как металлист, а называет себя рэпером. Странно.


Сцена 3

Третий этаж. Дверь кабинета литературы. В неё стучится дядя Сэм, потом он входит в кабинет. За ученическими столами сидят десятиклассники, перед ними дефилирует Ружьёв, учитель русского языка и литературы.

Ружьёв (обращается к классу). Ну и в оставшееся время послушаем, как вы справились с домашним заданием.

Класс не слушает Ружьёва, смотрит на дядю Сэма.

Двоечник. Как вовремя дяденька пришёл. Может. Лёлика отвлечёт.

Четвёрочник Орехов. Сегодня у него настроение клёвое. Двоек не будет.

Двоечник (четвёрочнику Орехову). Ну и возьми инициативу в свои руки. Ты же готов. Выдай ему стихотворение. Он охоч до них.

Четвёрочник Орехов (неохотно). Ладно. Уговорил. Будешь должен.

Двоечник. Давай уже, пока он не начал копать по журналу.

Четвёрочник (поднимает руку). Леонид Леонидович, я готов.

Ружьев (слегка растерян). Ну вот, тут у нас гости.

Дядя Сэм (твёрдым голосом). Я подожду.

Ружьёв (отчаянно махнув рукой). Ну, давай, Орехов, зажигай. (Скороговоркой). Я задавал написать нестандартную творческую работу по пьесе Островского «Гроза».

Четвёрочник Орехов (выходит к доске. Читает наизусть стихотворение).

Драматург А. Н. Островский
Драму написал.
И конфликт-то в ней неброский —
Я бы так сказал.

Есть купчиха Кабаниха,
Тихон, сын чудной.
То-то было Кате лихо
Жить в семье такой.

Самодурство не в почёте.
Только до сих пор
На каком-то диком взлёте
И дурак, и вор.

Станут есть тебя, покуда
Будешь поперёк
Жизни их гнилой, с причудами.
То-то же, дружок…

Драматург А.Н. Островский
Драму написал.
И конфликт-то в ней неброский —
Я бы так сказал.

Есть Савёл Прокофьич — очень
Купчик разбитной.
А ещё Борис Григорьич —
Вовсе не герой.

В Катерину он влюбился,
И она в него.
А потом он удалился —
Только и всего.

«Катя, милая подруга,
Жалко мне тебя,» —
Говорил Борис с натугой,
Плача и скорбя.

После же в Сибирь уехал —
Вроде насовсем.
Нерешительность — помеха
Для таких проблем.

Вся-то жизнь идёт по кругу:
Джунгли до сих пор.
В них князья-дельцы; ворюгу
Покрывает вор…

Хорошо Островский сделал:
Драму написал —
Крупно, сильно и умело;
Я бы так сказал.

Какое-то время класс молчит. Потом раздаются робкие хлопки.

Дядя Сэм (тоже хлопает). Браво, браво! Приятно было послушать. (Обращается к классу). Ребята, слышали о рэп-группе «Дядя Сэм»?

Класс (хором). Не-е-т!

Дядя Сэм. А хотите на концерт этой группы?

Класс (в количестве одной второй от всего коллектива). Можно.

Дядя Сэм. Я рекламки вашему учителю оставлю, он в перемену вам раздаст.

Двоечник. А вы рэпер?

Дядя Сэм. Да.

Двоечник (чтобы потянуть время, идёт напролом). А какой у вас репертуар?

Дядя Сэм. Приходи на концерт — узнаешь.

Троечник (поддерживает друга). А тексты пишете?

Дядя Сэм. Ну да.

Троечник. А можете экспромт забацать прямо сейчас. Что вам стоит?

Дядя Сэм (слегка раздумывает). На какую тему?

Двоечник. На любую.

Четвёрочник Орехов. На литературную сможете?

Дядя Сэм. Конкретнее.

Четвёрочник Орехов. Ну, так. Чтобы рэп и классика в одном наборе.

Дядя Сэм. Легко. (Начинает отстукивать ритм).

Родион Раскольников, нищий студент, почти бомж,
Смахнул слезу и сказал: «Все мои карты биты».
А в это время Рогожин точил нож,
Чтобы им зарезать Настасью Филипповну.

В классе раздаётся гул одобрения.

Дядя Сэм (обращается к четвёрочнику Орехову). Стихотворение твоё сделано неплохо, но мне кажется, ты вслед за литературной критикой добролюбовского покроя идеализируешь Катерину.

Класс (недоумённо). Каким образом?

Орехов пребывает в искренней растерянности, часто моргает глазами.

Дядя Сэм. Катерина сама виновата во многом. Ну, свекровь властная — это понятно, муж — безвольный. Но сводить счёты с жизнью нельзя даже при таком раскладе.

Орехов. Но её предал любимый человек!.. Куда ей после этого?

Дядя Сэм. Уйти в монастырь, идти в странствие, но продолжать жить.

Класс погружается в глубокое молчание.
Звенит звонок.

(подходит к дяде Сэму) Десятый класс — Ваш… А я ведь тоже пишу стихи.

Дядя Сэм. Хорошее дело. Приходите на концерт — прочитаете.

Ружьёв. А где он будет проходить?

Дядя Сэм. А у вас в школе есть актовый зал?

Ружьёв. Конечно.

Дядя Сэм. Вот в нём и будет проходить.

Ружьёв. Нужно разрешение директора.

Дядя Сэм. Решим этот вопрос позже. (Уходит из кабинета).


Сцена 3

Школьный коридор четвёртого этажа. С одного конца решительно идёт дядя Сэм, с другого не менее решительно — Пар. Дядя Сэм, по мере приближения к Пару, чуть замедляет шаг.

Пар. О! Здравствуйте, дядя Сэм. (Вежливо). Я не ошибаюсь? Вы ведь дядя Сэм?

Дядя Сэм (сурово). Да, я. А что тебе нужно?

Пар (видимо, не ожидал такого ответа). Мне? (В глазах мелькают злые искорки). Что мне нужно, Вы не дадите.

Дядя Сэм (ещё более напрягаясь). А вдруг?

Пар (рисуясь). Искусства хочу, большого, прекрасного. (Злые искорки меняет насмешливость).

Дядя Сэм. В театр не пробовал сходить?

Пар (под дурачка, коверкая слова). А щито эта такое, а?

Дядя Сэм (с издёвкой). Ну да, о чём мы говорим!

Пар (зло). Мы с нашим Люденом раз ездили — понятие имеем.

Дядя Сэм (с ещё большей издёвкой). А Люден это кто? Авторитет, что ли, местный?

Пар. Ну, дядя (давясь, с трудом выговаривая) Сэм, ты даёшь! Это директор наш.

Дядя Сэм. Пахан, значит?

Пар (разочарованно, в сторону). Ну вот, хотел уважительно, вежливо поговорить, но не получается. Борзеет дядя Сэм… на глазах. (К дяде Сэму нагло). Я, конечно, понимаю: рэп-группа «Дядя Сэм» — это, наверное, круто, хлёстко, креативно. Но что-то не слышал я ни о какой группе «Дядя Сэм». Как говорит наш Дуплет: «А может, ты, дядя, самозванец? Лжедмитрий какой?»

Дядя Сэм (не обращая внимания). А Дуплет — это, выходит, очередной авторитет.

Пар (сквозь зубы). Учитель истории… Да и авторитет, между прочим. Вполне реальный дяденька, не как некоторые. На малолетке в своё время отмотал три года.

Дядя Сэм (заинтересованно). За что?

Пар (пренебрежительно). Ларёк подломили с корешами. Неудачно. (С подозрением). А что это ты всё выспрашиваешь меня? (С напором, продолжая рисоваться). Ты, часом, мил человек, не стукачок будешь?

Дядя Сэм. А знаешь ли ты, сынок, что музыканты не только поют и играют, а ещё и наказать могут. За грубость, например.

Пар (расслабленно, с видом заведомого победителя надвигается на дядю Сэма). Не выходит у нас, дядя Сэм, конструктивного базара. Жаль. (Хочет взять его за грудки).

Дядя Сэм (спокойно, не напрягаясь, отбивает руки Пара). Могу и в лоб заехать.

Пар. Вот и посмотрим сейчас. (Встаёт в боксёрскую стойку).

Пар проводит прямой удар левой, целясь в челюсть дяде Сэму. Последний уходит влево, коротко бьёт ответный удар правой рукой в корпус. Пар медленно оседает.

Дядя Сэм (спокойно). Отдохни пока, а потом быстро на урок, понял меня?

Пар (выдавливает). Понял.

Дядя Сэм. Класс?

Пар. Что?

Дядя Сэм. В каком классе учишься?

Пар. В последнем.

Дядя Сэм. В одиннадцатом? (Пар кивает головой). Фамилия?

Пар. Что?

Дядя Сэм. Фамилию свою назови.

Пар. Зачем?

Дядя Сэм. Повторить вопрос? Ты не понял?

Пар. Ну… Паромов.

Дядя Сэм. Выпрямись, Паромов и бегом (слышишь, что я сказал?), бегом в свой класс. Приду — проверю.

Пар (уже выпрямившись, в сторону). Ни фига себе придурок. Ещё и драться умеет.

Хочет уйти в свою аудиторию, но неожиданно дядя Сэм его останавливает: «Постой-ка, Паромов, дело к тебе маленькое есть… Возьми вот этот лист».


Действие IV

Сцена 1

Кабинет Матильды Никитичны (завуча-II).
В нём — она сама и Ида Григорьевна (завуч-I).

Матильда Никитична. Знаешь, о чём говорит вся школа?

Ида Григорьевна. О ком, наверное?

Матильда Никитична. Да вот и дело-то в том, что о чём…

Ида Григорьевна. И о чём же?

Матильда Никитична. О концерте группы «Дядя Сэм».

Ида Григорьевна. А я слышала, как десятиклассники восхищались каким-то рэпером, который прямо у них на уроке выдал рэп экспромтом.

Матильда Никитична. Ну, Григорьевна, отстала ты от жизни. Этот рэпер и есть дядя Сэм, ищет он Любима нашего Денисыча и хочет и хочет отжать у него на часок-другой актовый зал для своего концерта. Вот я тебе об этом событии и толкую. А что он рэп у Ружьёва на уроке выдал, так я тут же от Ружьёва и узнала.

Ида Григорьевна. Интересно, как Любим разруливать будет?

Матильда Никитична. Компромиссничать придётся.

Ида Григорьевна. И я так же думаю. Тем более он установку на любезность всей школе дал.

Матильда Никитична. Дядю Сэма старшие классы уже готовы носить на руках, ходят за ним табунами. Ты бы видела!

Ида Григорьевна (раздражённо). Есть тебе, когда смотреть. Я с документацией зашиваюсь. Разгрести бы к приходу этих департаментских.

Матильда Никитична. Могу помочь.

Ида Григорьевна. Как?

Матильда Никитична. Сильно загружена?

Ида Григорьевна (устало, с тяжёлым выдохом). Да!

Матильда Никитична. Один звонок, и будет ясно, когда нам ждать гостей.

Ида Григорьевна. Ты, думаешь, тебе назовут точный день прихода?

Матильда Никитична. Точный вряд ли, приблизительный назовут.

Ида Григорьевна (с ехидцей). Кто же в департаменте снозойдёт до разговора с тобой?

Матильда Никитична. Есть человечек.

Ида Григорьевна. А обманет если?

Матильда Никитична. Обманет если, будет иметь разговор с моим братом, поскольку живёт с ним под одной крышей уже больше двадцати лет.

Ида Григорьевна. Так это Альбина, я её тоже знаю. Она там, кажется, секретарём работает.

Матильда Никитична. Да, Альбина это, жена моего брата. Иногда созваниваемся. Для дела больше.

Ида Григорьевна (с нетерпением). Ну, давай скорее!

Матильда Никитична. Есть сотовый?

Ида Григорьевна. С собой нет.

Матильда Никитична. Ладно, должна будешь. (Достаёт из сумочки сотовый телефон, набирает номер). Алло, Альбина, это я Матильда. Здравствуй. Что нового? У нас почти всё по-старому. У вас-то как? Суета? Вот и у нас… Ждём от вашего ведомства гостей. Что, что? Не раньше декабря? Это хорошая новость. Какая проблема, говоришь, у нас сейчас? Гм… проблема, проблема… Вышли с каникул, неделю не проучились во второй четверти, а директор наш стал переживать. По какому поводу? Да есть у вас там некто Полуянов. Невзлюбил он что-то нашу школу. Почему так решили мы? Да решил так наш Любим Денисыч. Ждёт его прибытия со дня на день. Говорит, сложный он человек, этот ваш Полуянов. Что? Ещё и сюрпризы любит? (Поднимает брови, смотрит на Иду Григорьевну). В смысле — преподносить сюрпризы? (Слушает минуты полторы). А-а-а… Вот оно что. У-у-у… Да-а-а-а. (Качает головой). Понятно… Ясно… Ну, ладно, брату привет, детям вашим привет. Позвоню вам ближе к декабрю. До свидания.

Отключает телефон. Какое-то время сидит и отрешённо смотрит в одну точку.

Ида Григорьевна. Ну, чего ждать нам? (Матильда не реагирует никак). Говори же ты хоть что-нибудь.

Матильда Григорьевна (нехотя). Ты знаешь, что Полуянов этот может находиться у нас в школе сейчас?

Ида Григорьевна. Вчера, я предполагаю, он был у нас, но сегодня…

Матильда Никитична. Альбина мне сказала, что Полуянов взял на сегодня административный. А зачем?

Ида Григорьевна. Мало ли зачем?

Матильда Григорьевна (не слушая её). Пять лет назад он вернулся из Индии. Работал там в школе при Посольстве России. Был завучем. Проявил такие музыкальные способности, что организовывал с учениками гастрольные туры по Индии. По мелким городкам. Сам играет на гитаре, пианино, флейте. Может быть…

Обе сосредоточенно думают. Потом одновременно поднимают головы и произносят громко: «Дядя Сэм!»


Cцена 2

Кабинет директора. В нём — сам дирктор и два завуча.

Люден (раздражённо). Так, так. Ясно. Значит, пока мы ждём его в костюме с галстуком, он проникает к нам во всём кожаном с банданой на голове. (Усмехается). Хорошее дельце.

Ида. А может, это всё-таки не Полуянов.

Люден (с издёвкой). А кто же, по-твоему? Царь Салтанов.

Матильда. Надо выяснить срочно.

Люден (гневно). Легко сказать — выяснить срочно. А он взял да ушёл и придёт в следующий раз в костюме Олега Попова. Фокусы будет нам показывать.

Ида. Да куда уж нам ещё фокусы!

Люден (к Матильде). В декабре, говоришь, пожалуют?

Матильда. Ну да. Если планы изменятся, Альбина мне сообщит.

Люден. Планы, планы. (Насмешливо). Планы изменятся. Ох, изменятся, чувствую кожей.

Ида. Ну, нельзя же так остро, Любим Денисович, всё воспринимать. Авось, да пронесёт.

Люден (не вникая в смысл её слов). Отыскать мне этого дядю Сэма Полуянова.

В дверь стучат.


Сцена 3

В кабинет директора входит Семён Аркадьевич Полуянов, с порога представляется: «Семён Аркадьевич Полуянов».
Люден и оба завуча стоят с неподдельно вытаращенными глазами.

Полуянов. Добрый день.

Люден и два завуча вразнобой здороваются.

Люден (неуверенно). А мы вот текущие проблемы обсуждаем.

Полуянов. Текущие проблемы утекут. Потому их называют «текущие». (Смакует каждое слово). Как же много изменений в этой школе?

Люден (настораживается). А вы в ней бывали раньше?

Полуянов. Я в ней учился ровно тридцать лет назад. Всего один год в первом классе. Как вчера…

Люден (ещё более настороженно). Вы у нас были вчера?

Полуянов. Как вчера всё было.

Люден (облегчённо). Да и я учился в этой школе десять лет. Действительно, как вчера. А уж прошло двадцать пять, как закончил.

Полуянов. Какие вежливые у вас ученики. Показали с удовольствием дорогу в кабинет директора. Чудесно!

Люден. И учителя у нас замечательные: спортсмены, поэты. Детишек любят!!!

Полуянов. Один такой представительный…

Звучит сигнал пожарной тревоги. Все покидают кабинет директора.


Сцена 4

Кабинет директора. Люден в нём один. Дядя Сэм стучит в дверь.

Люден (раздражённо). Да, входите.

Дядя Сэм. Ложная тревога.

Люден (не понимает). В смысле?

Дядя Сэм. Ложная пожарная тревога. Происки учеников?

Люден (задумчиво). Может быть… Но кому это надо? И зачем?

Дядя Сэм. А что у вас в школе никогда уроки не срывают?

Люден (торопливо). С чем пожаловали?

Дядя Сэм. Да вот когда-то имел честь учиться в этой школе.

Люден. Я уже это слышал?

Дядя Сэм (удивлённо). Я с Вами первый раз разговариваю, хотя — смотря как на это взглянуть.

Люден (спохватившись). Нет, нет. Это к Вам не относится. Был тут у меня перед Вашим приходом один ностальгирующий.

Дядя Сэм. Суетно у вас в школе. Напряжённо как-то.

Люден. С чем пожаловали?

Дядя Сэм. Да вот хочу напряжение снять.

Люден. Что-то я недопонимаю. (Жмёт плечами). Вы кто?

Дядя Сэм. Да ты знаешь, кто я.

Люден (искренне недоумевая). Я не знаю Вас. Первый раз вижу.

Дядя Сэм. И я с тобой (поправляется), с Вами вот в этом прикиде первый раз разговариваю. А вообще — далеко не первый. (Снимает бандану). Лучше так?

Люден (всматривается, но, похоже, до конца ещё не узнаёт). Не понимаю, что ты хочешь?

Дядя Сэм (отклеивает усы, бороду, снимает очки, становится Полуяновым). А вот так?

Люден (ледяным голосом). Попаясничал, фигляр. Теперь поговорим с тобой по-мужски и без свидетелей.

Дядя Сэм (он же Полуянов) смотрит на Людена очень спокойно, даже подчёркнуто спокойно. Люден резко встаёт со стула и, подойдя к двери, вставляет в замочную скважину ключ. Дверь закрыта. Люден победно поглядывает на Сэма Полуянова, приглашает его к столу жестами.

Люден. Ну что, Семён Аркадьевич, дядя Сэм Полуиньянов (нарочно искажает его фамилию), побеседуем в неформальной обстановке.

Полуянов (по-прежнему спокойно). Побеседуем.

Люден, судя по его едва уловимой растерянности, не ожидал такой реакции от Полуянова.

Полуянов (встал, достал из пакета лист формата А4). Так ты у нас, Любим Денисович, оказывается Люден.

Люден (наливаясь злостью, сквозь зубы). Ты что хочешь, гнида департаментская?

Полуянов (чрезвычайно спокойно). Развёл, Любим Денисович, порядки ты нехорошие… Зоновские какие-то. У учеников — клички, у учителей — клички. Тюрьма в обличии школы приключилась.

Люден (пытается вырвать из рук Полуянова лист). Дай сюда эту бумажку.

Полуянов, оставив лист на столе, хватает его за руки. Люден, видимо, не ожидает подобного поведения; он, словно парализованный, замирает на месте.

Полуянов (так же спокойно, как раньше). А что, Любим, так ведь удобнее, да? Выбираешь неформального лидера, он на тебя работает, за это ты его поощряешь: позволяешь прогуливать уроки. Догадался, о ком я? О твоём Паромове. Додумался директор: ученика себе в помощники завербовал.

Люден. Отпусти, больно.

Полуянов. Учителя поделены на категории: элита и быдло. Хорошо тебе, Любим, удобно. Конкуренция поддерживается. И сказки о корпоративной этике некому рассказывать. Одному пятнадцать тысяч — премию, другому и тысячи хватит. А делёж премий происходит тогда, когда элита твоя немногочисленная баллы заработает. Вот тут-то она и получит по полной. А те, что попроще, пусть остатками довольствуются. А ведь без них, Любим Денисович, школа твоя не состоится… А вот без тебя очень даже неплохо она состоится. Я тебе обещаю: работаешь ты последние месяцы директором. Сделаю всё, чтобы след твой здесь простыл.

Полуянов садится на стул, Люден тоже.

Люден. Кто меня сдал с потрохами?

Полуянов. Какая разница? Счёты с этим человеком свести я тебе не дам в любом случае. (Слегка ёрничая). Бойся данайцев, дары приносящих.

Люден (говорит отрывисто). Чем я тебе досадил, Полуянов? Таких, как я, много найдётся. У каждого свои тараканы и заморочки…

Полуянов (перебивает). Доберёмся и до других, но начнём с тебя.

Люден. Но почему, почему я крайний!? (Неожиданно успокоившись, показывая на лист). Ничего не добьёшься ты. Эта филькина грамота не аргумент. Понаписать можно много всего. Повыдумывать ещё больше.

Полуянов. Что же ты тогда нервничаешь второй день?

Люден (в сторону). И об этом донесли. (Рисуясь). Неполадки в семье. Устраивает вариант ответа?

Полуянов. А не живёшь ты с семьёй. Любовницы у тебя, Любим Денисович. Семья-то давно отдельно.

Люден. Ты под меня копаешь.

Полуянов. Знаю тебя давно я, с самого раннего детства. А ты, видно, подзабыл меня.

Люден (вглядывается в лицо Полуянова). Ты кто?

Полуянов. Дверь сначала открой, а то сейчас уж звонок прозвенит. Посетители пожалуют. Не хорошо.

Люден (машет рукой). Меня нет.

Звенит звонок.

Полуянов. Жили мы с тобой, Любим, в соседних домах, а двор у нас был один. Ты старше меня на целых пять лет. В детстве этот срок приравнивается к жизни…

Люден суживает глаза, пытается, но безуспешно, вспомнить Полуянова.

Полуянов. Хулиганом ты не был.

Люден (перебивает). Никогда. Мать врач, отец в гороно работал.

Полуянов. Я их хорошо помню. Но ты, Любим, был подлец. Этакий двуликий Янус. Внешне приглажен, напомажен, а нутро — гниль. (Люден постепенно опускает голову ниже и ниже, видимо, начинает что-то припоминать). Девчонок всегда обижал, даже не просто обижал, а норовил унизить: вымазать калом платьице, приклеить обидную кличку.

Люден. Всё, я вспомнил тебя. Ты Семён Куницын. У тебя умер отец, и вы уехали в другой город. Тогда многие говорили — к бабушке, матери твоей мамы.

Полуянов. А из-за чего он умер, ты знаешь? (Возбуждаясь). Нет, ты не знаешь. Вижу, что не знаешь! Ты, подонок, виноват в его смерти. Ты в то лето, как обычно, пакостничал, развлекаясь: задирал малышей, раздавал побатушки слабым. А однажды опрокинул Васю Селезнёва на траву. Как он кричал! У него в ноге сплелись вена и артерия. Ты был старше его на пять лет, как и меня, впрочем. Его потом много раз оперировали, изрезали всю ногу, он чуть инвалидом не остался.

Люден (тихо). Ты здесь при чём?

Полуянов (гневно). А при том, что, когда Вася дико зашёлся в крике от боли, его приняли за меня. Приехала «скорая», отвезла в больницу, а наша подслеповатая соседка тётя Надя позвонила отцу. Она, действительно, нас спутала, сказала ему, что я чуть ли не при смерти. Отца хватил инсульт прямо на работе, он диспетчером на пристани работал, ты же помнишь его? (Люден кивает головой). После инсульта он прожил два месяца. Мы с мамой разменяли квартиру и уехали отсюда к бабушке. (Мама не могла здесь больше жить).

Люден. Теперь ты решил свести со мной счёты.

Полуянов (словно не услышал его слова) Маме приходилось очень много работать, чтобы содержать нас с бабушкой, и она надорвалась. Мне ещё не было пятнадцати, а её не стало. Добрые люди определили меня в Суворовское училище в Тверь. Но быть военным — это не моё. Однако в училище я времени зря не терял. Занимался спортом — первый разряд по боксу заработал, научился играть на гитаре. Потом армия, десантные войска… После — университет.

Люден. А почему фамилию сменил?

Полуянов. У бабушки фамилия Полуянова.

Люден. Простить меня ты уже не сможешь.

Полуянов. Я давно простил.

Люден. Тогда разойдёмся, будто ничего не случилось.

Полуянов. Вот этого не получится. Ты заигрался, Любим, причём сильно заигрался. Оставишь школу — я от тебя отстану. Обещаю.

В дверь постучали. Люден медленно, устало открыл.


Сцена 5

Входит Паромов, видит Полуянова, одетого в одежду дяди Сэма. Ничего понять не может.

Люден (громко). Паромов, ты свидетель. (Показывает на Полуянова). Это человек на меня напал, пытался избить. (Паромову). Понял меня?

Паромов как застыл в дверях, так и продолжает стоять. Полуянов спокоен и уравновешен.

Люден. Ты оглох, Пар! Не слышишь меня? Что я тебе сказал, повтори.

Паромов не произносит ни звука в ответ, разворачивается и уходит.

Полуянов. Ну, теперь-то ты понимаешь, что подписал себе приговор?


Сцена 6

Актовый зал школы весь забит школьниками и учителями. На сцену выходит дядя Сэм в том самом прикиде, в котором он был весь этот день.

Дядя Сэм (обращается к зрителям). Дорогие мои! Я очень рад, что вы оторвались от своих дел и пришли на мой концерт. Многих из сидящих здесь я пригласил лично. В вашей школе я провёл почти целый день и понял, что у вас много хороших, талантливых людей. Одного из таких я хочу пригласить на сцену… Это Леонид Леонидович Ружьёв, учитель русского языка и литературы. Сегодня он порадует нас своими стихами.

Из зала на сцену поднимается Ружьёв.

Ружьёв (обращается к залу). Раз встреча эта проходит в стенах школы, я прочту стихотворение, которое написал несколько лет назад. Оно, конечно же, посвящено школе.

В промежутках от пота до дрожи,
От хандры до бесчисленных дел
Я когда-нибудь время умножу
На тщету и раскрошенный мел.

Станет легче от мысли о вечном.
На исписанной плотно доске
Улыбнётся смешной человечек
Где-нибудь в уголке, вдалеке,

И рукою помашет. В пространстве,
Словно вьюжица, вьётся пыльца.
В этом, право, родном постоянстве
Слишком холодно ждать до конца

Недостроенного Вавилона:
Ни мозгов не хватает, ни рук,
Ни авторитарного уклона.
Так-то… пыжься, Макаренко-друг,

В интересах безумных схоластик,
Где тщета и белеющий мел,
Алгоритмы, разорванный ластик,
Череда нескончаемых дел.

Зал дружно аплодирует Ружьеву, который спускается со сцены и занимает место в первом ряду. На сцену вновь выходит дядя Сэм.

Дядя Сэм. К сожалению, моя группа не смогла сегодня подъехать в ваш город, поэтому весь концерт я буду работать сам.

Звучит рэп-музыка.
Опускается занавес.


Эпилог

Любим Денисович Копёшкин отстранён с поста директора школы из-за несоответствия занимаемой должности. Матильда Никитична Перцева заняла его место. Дядя Сэм раз в неделю приезжаает из областного города в этот полюбившийся районный городок, приходит в школу, чтобы заниматься со школьниками музыкой. Он руководит рэп-группой. Вся молодёжь городка приходит на его дискотеки, где он выступает в роли ди-джея. В свои концерты он включает выступления других одарённых людей, в основном, бардов и поэтов.