Плеханов Иллиодор Алексеевич

Чета Плехановых Мелании Терентьевны и Фёдора Иллиодоровича прожила со дня их свадьбы 53 года.

Фёдор Иллиодорович родился в этом доме в 1929 году. Был он чет­вёр­тым ребён­ком в много­дет­ной семье Пле­ха­нова Иллио­дора Алексее­вича, горо­дец­кого фото­графа, кото­рый содер­жал, со­глас­но све­де­ниям науч­но­го со­труд­ника Ниже­го­род­ского госу­дар­ствен­ного рус­ского му­зея фото­графии Хорева М.М., ста­цио­нар­ное фото­гра­фи­ческое за­ве­дение. Ско­рее все­го рас­по­ла­галось оно в одной из ком­нат вто­рого эта­жа, кото­рый сни­мал Пле­ха­нов у свое­го одно­фа­мильца купца Плеха­нова на Воры­ха­нов­ской ули­це (ныне ули­ца Александра Нев­ского) в доме № 3, в том самом, где и сейчас живут сын фото­графа Фёдор Иллио­до­рович с женой Мела­нией Терентьевной.

В тридцатые годы Иллиодор Алексеевич сотруд­ни­чал с район­ной га­зе­той «Горо­дец­кая правда». Снимки Пле­ха­нова встре­чаются в под­шив­ках га­зет 1937–1939 годов. Тогда мно­го публи­ко­валось мате­риа­лов на между­на­род­ные те­мы, с сессий Верхов­ного Со­ве­та, мно­го вни­ма­ния уде­ля­лось сорев­но­ванию кол­хо­зов, выпол­не­нию финан­со­вых пла­нов района.

Фотографий в газете было мало, в основном использовались иллюстрации, присылаемые агентством Союзфото «Прессклише», поэтому каждая фотография городецкого мастера имеет особую ценность не только тем, что она является уже историческим документом, но и тем, что для городчан — это узнаваемые места, знакомые лица, события, о которых может вспомнить старшее поколение.

Важной для страны была ликвидация неграмотности, и Иллиодор Алексеевич снимал занятия группы в школе неграмотных на уроке, позировали ему отличницы учёбы средней школы взрослых имени Крупской Н.К. Смотрят на нас из тридцать восьмого мальчишки школы имени Максима Горького, победители эстафеты среди юношей. Молодые девушки, победительницы женской эстафеты, коротко остриженные, в спортивных майках, выстроились перед фотографом по росту: Пещерова, Кузнецова, Воронина, Косарева — губы чуть тронуты улыбкой, а глаза смотрят серьёзно и строго. Словно и по лицам, а не только по тревожным публикациям о японских провокациях, о войне в Испании мы чувствуем приближение тревожного сорок первого.

В начале войны Фёдору Иллиодоровичу шёл тринадцатый год. Он хорошо помнит, как «на краю» провожали уходящих на фронт. Отец, участник первой мировой, уже не покидал семью, старший брат не попал на фронт по состоянию здоровья. Зато пришлось провожать Шурочку, старшую дочку Плехановых, красавицу и любимицу всей семьи.

Иллиодор Алексеевич всю войну проработал на судоремонтно-механическом заводе. Туда же устроил своих сыновей, в том числе и Фёдора. Так стал подросток сначала учеником токаря, а потом классным токарем. Фотограф же Плеханов оставил немало снимков в заводском музее и архиве завода.

Улица Александра Невского в войну звалась Красноармейской. По ней каждый день Плехановы ходили на завод. Улица перестала звенеть детским смехом, звуки гармошки редко нарушали тишину. За водой в ту пору ходили на Волгу и на колодец, который находился там, где сейчас сквер неизвестного солдата. Городецкие колодцы достойны отдельного описания. Может, какой-нибудь старожил опишет их, глубочайшие, почти бездонные, в которые и заглянуть страшно. Воду выхаживали по колесу, огромному, как дом. К сожалению, снимка этого колодца в семье не сохранилось, но было много детских снимков на катке, на горке. Некоторые из них попали в газету, видимо, Иллиодор Алексеевич, отец семерых детей, очень любил их.

Архив отца после его смерти забрал брат Фёдора Иллиодоровича. В той же семье хранился фотоаппарат отца. К сожалению, ни один из сыновей Иллиодора Алексеевича не стал фотографом.

Продолжатель же дела Плеханова-фотокора объявился в доме на улице Александра Невского в качестве мужа внучки Иллиодора Алексеевича Елены Фёдоровны Плехановой. Этого фотокорреспондента в Городце многие помнят: Гребешов Александр Глебович, большой оптимист, великолепный рассказчик, мастер своего фотографического дела. Даже после окончания Ленинградского института культуры, будучи редактором многотиражной газеты треста № 6 «На стройке», все снимки он делал сам и немалая часть его фотоархива публиковалась в «Городецкой правде». Сейчас Александр Глебович живёт в Дзержинске и по-прежнему не расстается с фото- и кинокамерой.

«Городецкий вестник», 2006 год