Андронов Евгений Викторович

Сколько раз я, прогуливаясь по приузольскому лесу и помахивая ореховым прутом, ловил себя на том, что напеваю весёлые вольные песни Евгения Андронова. Выходя на верхнюю набережную Городца, откуда открывается волжская даль, вспоминаю его песни о Городце, который так же «царственно», как и его младший брат Нижний Новгород, ставился на берегу великой реки, да не царственную обрёл судьбу. А бродя по маленьким улочкам «чудо-городка», как бы слышу его тенор, его песню «Городок».

Песни Евгения Андронова — это часть современной культуры древнего Городца, его духовной и душевной жизни. Без них жизнь этого удивительного города была бы намного беднее. Именно он выразил настроение тех молодых и немолодых городчан, которые живут в этом городе, растят детей, работают, строят дома и выращивают сады, любят, смеются, дружат, встречаются и расстаются, чтобы никогда не забыть этот город на высоком берегу Волги. Когда я в первый раз услышал его голос и его собственную песню, то прозвал его для себя «городецким соловьём». Он и вправду чем-то похож на эту птицу: поёт «во всё горло» свои весенние песни и заставляет их слушать.

Родился Женя в Городце, окончил среднюю школу № 1, где в то время была капелла мальчиков. Оттенки своего мальчишеского голоса он сохранил до сегодняшнего дня.

В 9-м классе отец подарил ему гитару, и это событие можно считать началом его творческой деятельности. В 10-м классе он выступает со школьным ансамблем, начинает писать свои песни.

После школы работает слесарем на Заволжском моторном заводе и там организует ансамбль «Славяне». Без музыки он не может жить и в армии — служил в полку гражданской обороны. И там же рождается вокально-инструментальный ансамбль «Алые погоны», в котором Евгений, естественно, играет «первую скрипку».

А после армии жизненная дорога становится более ясной, да и сам он целеустремлённо строит свою творческую жизнь.

Парень из Городца работает директором Дома культуры в Смольках. В это же время он поступает на заочное оркестровое (народных инструментов) отделение Горьковского областного училища культурно-просветительной работы и, окончив его, поступает на хоровое (народное) отделение в Институт культуры в Москве. Работает художественным руководителем Городецкого центра народных промыслов, ремёсел и туризма.

Это, так сказать, его жизненная биография, биография же творческая — в его песнях.

Андронов Евгений Викторович — автор десятков песен. Одни из них звучат лихо, другие — торжественно, третьи — лирично, но все они пронизаны чувствами одного героя, который открыт миру, его ветрам, его радостям и красоте бытия.

Главная тема его песен — любимый Городец. Песня «Расцветай, Городец!» (премьера — в 1994 году) стала едва ли не гимном города («Этот край не опишешь словами, на земле не найдёшь лучше мест»). В этой песне у автора есть прекрасный образ городецких коней. Только настоящий художник в душе может так сказать о нарисованных городецкими мастерами конях: «Их никто никогда не догонит…» Это же о жар-птице! Конь превращается в его песне в фантастического крылатого пегаса.

В Городце эта песня стала популярной. А вот ритмическая весёлая песня «Городок» создаёт образ «чудо-городка». Высокий, звонкий, почти мальчишеский голос поёт о том, что ты найдёшь в этом городе «любимое диво», что «город, ты меня ждёшь, если я далеко». Он поёт о городе, как о родном существе («маленький, хороший, добрый мой…»).

Городчане любят андроновские песни за то, что в них он говорит их голосами, мыслит их образами. Им близка та интонация и тот склад речи, который есть в его песнях.

Например, в песне «Городчанка» о «девочке из нижней Слободы»: «Дай напиться из твоей ладошки свежей ключевой воды» или «Я хочу лишь с тобою танцевать под луною».

Как это похоже на те песни, которые веками сочинял сам народ, и как не похоже на ту абракадабру, которой пичкает нас современная плохая (подчёркиваю — плохая) эстрада.

А в песнях Андронова «Александр» и «Городецкий вал» прослеживается связь с народной мифологией, народным пониманием и ощущением истории: «Ты пришёл из глубины веков, чтобы нас избавить от оков» — не совсем точно, но образно и ясно. И метафоры в этих песнях почерпнуты из традиционного фольклора («враг кружил, как вороньё»).

Песни Андронова содержат в себе особую энергетику народной жизни, народного характера, русского менталитета, не прекращающего удивлять иностранцев, которые всё чаще и чаще становятся гостями этого города. «А ну-ка, милая, накрой на стол!», — простодушно и залихватски звучит в его «Хозяюшке». А «Баня» похожа на весёлую русскую сказку («наколю я дров, наношу я воды») и на песню с ухарским припевом («Поддай парку!»).

Этот его «парок» впрыскивает дополнительный адреналин и в нас, поэтому-то и хочется вслед за автором-певцом подпевать эту команду-призыв — «Поддай парку!».

По песням можно легко представить и портрет самого автора. Он весёлый, гостеприимный, мажорный в ощущении жизни, простодушный («сердце замирает у меня в груди, лишь вдали увижу корабли»).

Он грустит в своих песнях («ведь завтра опять позовёт вас река»), расставаясь с друзьями, и с какой-то внутренней мудростью определяет в них главное в этой жизни («пусть будет всегда дорога домой и вода»). «Вода» — это же Волга, это дорога жизни, это судьба.

И о чём бы ни пел Евгений Андронов — это всегда «песни о самом главном», что держит нас на этой земле, что не даёт сломаться даже в самые трудные и отчаянные моменты нашей жизни.

2003 год