Из книги
Аксёнова Г.В. Заказчики и читатели рукописных книг. — М., Русский мир, 2001.


Пётр Алексеевич Овчинников (1843–1912) жил в селе Городце на Волге, промышляя торговлей хлебом и пароходным делом, а также активно участвуя в деятельности старообрядцев беглопоповского согласия. На втором Всероссийском съезде беглопоповцев он был избран в члены Совета Всероссийского братства беглопоповцев.

Одной из главных забот Овчинникова П.А. стал поиск епископа для беглопоповцев в то время, когда остро стоял вопрос об объединении беглопоповцев со старообрядцами белокриницкой иерархии. В связи с этим в январе 1911 года он представил Совету Всероссийского братства доклад «Разбор постановлений беглопоповских съездов о Белокриницкой иерархии». Рассматривая различные постановления беглопоповцев, Овчинников П.А. старался доказать законность и истинность Белокриницкой иерархии, разоблачить несостоятельность постановлений беглопоповцев, ведущих только к дальнейшему расколу старообрядчества. Поняв, что попытки объединения двух староверческих согласий безуспешны, Овчинников П.А. в 1911 году вышел из состава Братства и присоединился к старообрядцам Белокриницкой иерархии.

Постоянные богословские дискуссии, доклады на Совете Всероссийского братства беглопоповцев, членом которого он неизменно состоял, требовали кропотливой работы с богословско-учительными трактатами и каноническими текстами, написанными ещё до реформы патриарха Никона. Это обстоятельство, как и огромная любовь к рукописной книге, обусловили направленность собирательской деятельности купца.

Исходной точкой в деятельности Петра Алексеевича было искание религиозной правды, поэтому он собирал книги, читал их и старался найти разрешение вопроса религиозной совести.

В воспоминаниях Елпатьевского С.Я. есть отрывок о деятельности Овчинникова П.А. по сбору книг: «Он собирал их всюду: в Москве, по Архангельской и Вологодской губернии, и специально ездил разыскивать в Поволжье, на Урал. Более всего интересовался болгарскими рукописям, которые он добывал через проживавших в Болгарии и Румынии старообрядцев и в Нижнем на ярмарке».

Антиквары-букинисты, с которыми имел дело Овчинников П.А., охотно помогали ему и частенько предлагали уникальные и редкие книги, ценность которых был в состоянии осознать только этот нижегородский купец.

В 1912 году (после смерти владельца) было издано краткое описание рукописей его собрания.

Приобретая книги как коллекционер, он обращал внимание и на оформление книги, на полноту текстов. Поэтому в собрании Овчинникова П.А. есть и отреставрированные книги — (с восполнением текста). С просьбами о реставрации и восполнении книжных текстов ХVI–ХVII веков Пётр Алексеевич обращался к Блинову И.Г., который мог воспроизвести полуустав реставрируемой книги, подобрав при этом необходимую бумагу. Но прежде чем обратиться к мастеру, Овчинников П.А. сам внимательно знакомился с рукописью, сличал тексты, выявлял особенности того или иного списка произведения смотрел, какие фрагменты утрачены и как лучше их восполнить. Листочки бумаги с записями подобного содержания имеются в ряде рукописей его собрания.

Палеографические заметки Овчинникова П.А. в рукописных книгах позволяют говорить о нём, как человеке образованном. Многие современники также отмечали его высокую культуру, глубокие знания, умение выискивать ценные книги с неизвестными или редко встречаемыми списками древнерусских произведений. Овчинников Пётр Алексеевич всё время пополнял своё образование, дружил с учёными. Будучи в Москве, ходил в Румянцевский музей за справками и для сравнения купленного им списка с тем, что находится в музее. С рукописями собрания Овчинникова П.А. работал историк Белокуров С.А.

В конце своей жизни Овчинников П.А. обратился к книгоиздательской деятельности. С рукописей своего собрания церковнославянским шрифтом им были отпечатаны книги Севаста Арменополя, Матфея Правильника, Номоканон, Три ответа старообрядцев «приемлющих священство беспоповцам небрачным в 7387 году, т.е. 1779 г.».

Будучи уже тяжелобольным и понимая, какую научную ценность имеет собранная им коллекция, Овчинников П.А. обратился за помощью и советом о её продаже к Шибанову П.П. А до этого, 12 января 1912 года через посредничество Блинова И.Г. предложил купить собрание Российскому Историческому музею. Уже после смерти Овчинникова П.А. его книги хотела приобрести Публичная Императорская библиотека в Петербурге. Посмотреть их на предмет покупки приезжал петербургский антиквар-букинист Шилов Фёдор Григорьевич. В конечном счёте, уникальное собрание рукописных книг в 1918 году было куплено Отделом рукописей Румянцевского музея.

К 1912 году собрание рукописных книг насчитывало более 800 единиц. В собрание вошли книги ХIV–ХХ столетий. Среди древнейших были орнаментированное Евангелие-апракос XIV века, Сборник святоотеческих сочинений (Слова Григория Синаита, Симеона Нового Богослова) XIV века, Повесть Аммония Мниха об убиенных в Синае и Раифе XIV–XV веков. Среди наиболее ценных рукописей — окладное напрестольное Евангелие-тетр XVI века, Летописец краткий XVII века, Толковая Псалтырь XIX века и ряд других. Познакомившись с книгами, учёный Родзевич Г. отмечал, что у Овчинникова П.А. «имеется прекрасный список Лечебника, известного под именем “Прохладного Вертограда”».

Среди рукописных книг, созданных в XIX веке, присутствует святоотеческая литература: творения Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Никона Черногорца, Мефодия Патарского, Григория папы Римского, Иоанна Постника, Епифания Кипрского. Имеются произведения деятелей Русской Православной Церкви, популярные в старообрядческой среде: Арсения Суханова и Захария Копыстенского.

Достойное место занимают кодексы агиографического содержания, в которых собраны жития святых подвижников Русской Православной Церкви и старообрядчества жития общехристианских святых: Жизнь и убиение царевича Дмитрия, Повесть о Петре и Февронии, Житие Фёдора Студийского, Житие Евфросина Псковского, Житие Андрея Юродивого, Житие Иоанна Богослова, Житие Василия Нового и др. Из почитаемых раскольниками святых подвижников и борцов за староверие имеются жития протопопа Аввакума, боярыни Морозовой и Корнилия Олонецкого. В большинстве своём агиография представлена в виде различных сборников, содержащих сразу и жития, и службы святым. Два сборника, переписанных в ХIХ веке стоят особняком в собрании Овчинникова П.А. Они целиком посвящены подвижникам раскола: Виноград Российский и Жития и службы «новым российским страдальцам». Огромный научный интерес представляет сборник, содержащий Список русских святых по городам и монастырям. Также как и у Прянишникова Г.М., в собрании Овчинникова П.А. имелось и Житие патриарха Никона.

Исторические произведения представлены Сказанием о нашествии Батыя и Повестью об Азовском сидении, а также Палеей и переводным произведением «Великое зерцало».

К богослужебным книгам, созданным в XIX веке, относятся каноники, уставы, Октоих, Литургия и обиход, Пасхалии, Синодик. В собрании в списке XIX века имеется сборник церковных и светских законов — Кормчая. Присутствует Стоглав, в котором были зафиксированы утверждённые на Стоглавом соборе 1551 года правила повседневной жизни, каноны иконописания и многое другое.

В списке XIX века в купеческой библиотеке хранились книга «Луцидариус» («Златой бисер») — своеобразная народная энциклопедия, построенная в катехизической форме беседы между учителем и учеником.

Каноническая и апокрифическая литература представлена в собрании Овчинникова П.А. Шестодневом Иоанна экзарха Болгарского, лицевыми списками Апокалипсиса и несколькими списками Страстей Христовых.

Принадлежность Овчинникова П.А. к старообрядчеству беглопоповского толка и поиск компромисса между беглопоповцами и Белокриницкой иерархией обусловили интерес к раскольничьим рукописям. В собрании имеется несколько сборников старообрядческих сочинений: Сборник старообрядческих сочинений о ересях, Сборник полемических старообрядческих сочинений, Сборник сочинений Андрея Денисова. Две книги непосредственно связаны с проблемой объединения беглопоповцев со старообрядцами, приемлющими священство: это История Белокриницкой митрополии и «О существовании священства в староверческой церкви».

Среди книг собрания имеется сборник сочинений против масонов, созданный в 1784 году.

Овчинников П.А. с удовольствием приобретал лицевые и орнаментированные кодексы, не жалея на это средств. Поэтому среди названных рукописей много подобных, имеющих миниатюры, заставки, инициалы, полевые украшения и концовки.

Огромный интерес для исследователей старообрядчества, а также историков, занимающихся народной книжной культурой, представляют рукописные книги, выполненные по заказу Овчинникова П.А. в конце ХIХ – начале XX века в его мастерской или отдельными книгописцами. Двадцать четыре из них были написаны изографом и каллиграфом Блиновым Иваном Гавриловичем.

Приобретение старинной книги не было для Овчинникова П.А. самоцелью. Он старался приобретать редкие памятники, в которых содержались бы интересные произведения литературы, церковно-учительные тексты, богослужебная литература, независимо от того, каким веком она датировалась. Для него книга, прежде всего, была интересна с точки зрения содержания. Кроме того, проблемы, возникшие среди представителей различных согласий, способствовали приобретению специальных книг: старообрядческих полемических сочинений и произведений по истории этих согласий. Участие в богословских спорах определило присутствие в библиотеке богословско-учительных произведений и канонических текстов.