Ветеран войны в Афганистане Трубников Д.И. рассказал о другом Дмитрии Трубникове, двоюродном дяде, который призван был в армию в 1938 году и военный 1941 встретил в действующей армии. До недавнего времени родные и близкие считали Дмитрия Яковлевича Трубникова пропавшим без вести. Только в 2009 году краснодарским поисковикам удалось выяснить, как погиб экипаж самолёта А-20-В, на котором стрелком-радистом служил Дмитрий Яковлевич Трубников, уроженец деревни Кожухово Городецкого района Горьковской области.

Американские самолёты серии Douglas A-20-B Havos, или «Бостон», в 1943 году были взяты на вооружение в СССР. Один из разбившихся самолётов «Бостон» был найден альпинистами ещё в 1999 году. О том, как это было, рассказывает в письме заместитель руководителя Краснодарской краевой общественной поисковой экспедиции «Набат» Е. Порфирьев: «Осенью 1999 г. я впервые услышал историю об обломках самолёта, лежащих в нескольких километрах от лагеря альпинистов в урочище Монастыри, где мы тогда собрались. С этого момента я не мог думать уже ни о чём другом, азарт и предвкушение поиска полностью овладели моим сознанием. Едва дождавшись рассвета, группа в составе трёх человек выдвинулась в район предположительного падения самолёта. Примерно через полтора часа непрерывного подъёма мы вышли на северо-восточный склон горы Тхаб. Отсюда, судя по описанию, необходимо было уходить траверсом влево и если мы шли верным путём, то во втором ущелье должны быть обломки самолёта. Оказавшись на дне второго ущелья, мы просто уткнулись в лежащий на камнях двигатель самолёта, немного выше по склону — второй, ещё выше — крупные обрывки дюраля, бронелисты, стойки шасси, обрывки пулемётных лент с патронами американского производства и… останки членов экипажа».

Альпинисты тщательно переписали номера всех найденных узлов самолёта, но по «горячим следам» установить имена членов экипажа не удалось. На это потребовалось десять лет поисковой работы, совсем не такой героической и романтичной, как спуск альпинистов в ущелье. В основном, это была переписка с архивами, обращение за помощью к историкам, учёным, военным.

В результате выяснилось, что на вооружение в нашу армию американские самолёты принимались не с шестизначными заводскими номерами, а с пятизначными (первая цифра заводского номера не указывалась). Потом шли долгие поиски в архивах по донесениям о списании самолётов, не вернувшихся с боевых заданий в июле–сентябре 1943 года. Информация о катастрофе Б-20 № 12789 отсутствовала. Наконец, с помощью московского историка С.И. Садовникова удалось установить, что ночной бомбардировщик А-20 «Бостон» № 12789 проходит, как не вернувшийся с задания в 1944 году. Оказалось, что после окончания битвы за Кавказ (1943 г.) наша бомбардировочная авиация продолжала пользоваться аэродромами Краснодарского края. Поэтому крушение подбитого самолёта, не дотянувшего до аэродрома, произошло в горах. В оперативной сводке штаба 132БАД г. Краснодар к 7.00 4 января 1944 года записано: «63БАП (боевой авиаполк) на 4.01.44 в период с 18.55 до 1.19 двумя выходами одиночных самолётов уничтожал войска, артиллерию противника в пунктах Енисала, Ангара, Чавка… Один Б-3 с задания не вернулся».

Тогда были, наконец, получены сведения о составе экипажа погибшего самолёта. В книге учёта безвозвратных потерь личного состава 63НББАП за 1942–1947 гг. значатся: Ванюшев Виктор Георгиевич, лейтенант, лётчик; Петренко Иван Павлович, сержант, штурман; Мякушин Григорий Порфирович, сержант, воздушный стрелок и Трубников Дмитрий Яковлевич, сержант, воздушный стрелок-радист, наш земляк.

В боевой характеристике о Трубникове сказано: «холост, участник Отечественной войны с 22.06.41. В 63НББАП с 15.07.43. Материальную часть радиостанции и стрелкового вооружения самолёта «Бостон» знает хорошо. Отказов при выполнении боевых заданий не было. Дисциплинирован, к себе требователен и всегда исполнителен». Дмитрий Яковлевич Трубников навсегда остался 27-летним. Останки экипажа «Бостона» № 12789 были захоронены весной 2010 года на воинском мемориале защитников кубанского неба в г. Геленджике.

Связавшись с поисковиками других регионов, «Набат» разыскал родственников погибшего экипажа.

В живых у Д.Я. Трубникова остался двоюродный брат Иван Лукич, проживающий по-прежнему в деревне Кожухово. Ему исполнилось 93 года. Он тоже участник Великой Отечественной войны. Судьба ему досталась нелёгкая. Выходя из окружения, он в 41-м году попал в плен и четыре года провёл в Германии. Об этих годах без слёз не может вспоминать до сих пор.

Но участие в военных действиях членов семьи Трубниковых не закончилось 1945-м годом. Сыну Ивана, тоже Дмитрию, довелось с 1982 по 1984 годы воевать в Афганистане. Он служил водителем в отдельном батальоне связи.