От декоративного полотенца веяло городецкой стариной. На льняном полотнище в окружении морозных узоров горьковского гипюра куда-то скакали кони, будто сошедшие с резных донец городецких прялок. Чем больше смотришь на полотенце, тем больше удивляешься его ненавязчивой красоте. В расположении рисунка, в подборе ниток, кружева — во всём чувствуется элегантность, тонкий вкус. Полотенце — одна из последних работ главного художника строчевышивальной фабрики Антонины Васильевны Богачёвой. А сколько она создала за тридцать лет работы! Сколько женщин носило и носит одежду с вышивками, созданными по её рисункам. Её работы видели на самых разнообразных выставках, есть они и в музеях.

— Антонина Васильевна — сильнейший главный художник в Горьковском управлении художественных промыслов, — говорит директор фабрики Татьяна Иосифовна Храмова. — Сейчас у неё самый расцвет творческой активности. На последний художественный совет она представила работы просто удивительные. Особенно хороши изделия с горьковским гипюром. Антонина Васильевна влюблена в него. Горьковский гипюр — наша гордость, лицо нашей фабрики.

…А начиналось все много лет назад. Шёл 1943 год. В разгаре тяжелейшая для нашего народа война. «Всё для фронта, всё для победы» — под таким девизом жили и работали советские люди. В такое суровое время казалось бы не до красоты, не до вышивок. Но тем не менее продолжало свою работу Московское художественно-промышленное училище имени Калинина. Страна думала о будущем, готовила специалистов, которые будут в дальнейшем украшать жизнь и быт народа.

Вот сюда-то и пришла с заявлением девчонка из Подмосковья Тоня Богачёва. До войны она мечтала стать врачом или агрономом. В 1941 году окончила 9 классов, а осенью Можайский район оккупировали немцы. И хотя оккупация продолжалась недолго, враги успели уничтожить всё: и жильё и школы. Немцев отогнали от Москвы, но деревушка, в которой жила Тоня, всю зиму была в прифронтовой зоне. Тут уж было не до учёбы. Но учиться очень хотелось. Судьбу Тони решило объявление в газете. Так она стала студенткой художественно-промышленного училища. Детская любовь к вышиванию, к рисунку стала для неё страстью на всю жизнь.

В Городец Тоня приехала в 1948 году. Назначили её главным художником. Главным и единственным художником она была около 20 лет. На её глазах и при её активном участии менялся ассортимент, техника вышивки. Поначалу фабрика выпускала постельное бельё, скатерти, занавеси. Рисунки были простенькие, техника вышивки «ришелье» — примитивная. Но уже в первые годы Антонина Васильевна увлеклась горьковским гипюром. Сделанный ею в 1951 году занавес «Снежинка» и сейчас хранится в Московском музее прикладного искусства.

— Шло время, менялась мода, — рассказывает Антонина Васильевна. — С появлением полированной мебели упал спрос на скатерти, занавески. Мы стали делать вышивки на женской одежде. Сейчас фабрика специализируется на выпуске одежды.

Свадебные платья, блузки, брючные костюмы, халаты с городецкой вышивкой пользуются хорошим спросом у покупателей. Происходит это потому, что фабрика следит за изменениями моды, ежегодно почти полностью обновляет фасоны, рисунки. И большая заслуга в этом Антонины Васильевны Богачёвой, художника с высоким вкусом, целиком посвятившего себя служению красоте.

Сейчас Антонина Васильевна работает не одна. Она вырастила себе достойную смену. Александра Георгиевна Грачёва пришла на фабрику вышивальщицей. Её заметили, направили учиться в Московское художественно-промышленное училище. После окончания Грачёва стала работать под руководством Антонины Васильевны. Ей Богачёва передала не только свои знания и опыт, но и любовь к горьковскому гипюру. Дина Александровна Белова раньше работала художницей в Хохломе. Её пристрастие к растительным орнаментам Антонина Васильевна сумела направить в нужное русло. Сейчас вышивки Беловой получают достойное признание на выставках.

— Мы работаем в тесном контакте с Домами моделей, с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности, — говорит Антонина Васильевна. — Вместе с ними стремимся сохранить в наших изделиях традиции народного костюма, народной вышивки. В последние годы мы изучаем старинное золотное шитье. Собрали богатый материал. Сделали ряд выставочных работ. Элементы золотного шитья применяем на свадебных платьях. Наши вышивальщицы освоили технику золотного шитья даже на машинах.

Антонине Васильевне скоро на пенсию, но у нее ещё много фантазии, задумок, накоплен богатейший опыт. Вряд ли усидит она дома. Будем надеяться, что ещё не один год Антонина Васильевна Богачёва будет самоотверженно служить красоте.

Городецкий вестник, 1978 год