Гармонист с подружкой
«Гармонист с подружкой»
Панно

Апрель 1981 года. В чехословацком городе Брно шумит международная ярмарка. В отделе прикладного искусства советского павильона сидит скромная круглолицая женщина. Течёт мимо река посетителей, а она видит их и не видит, потому что занята любимым привычным делом — расписывает яркими красками деревянные изделия. Чёрные кони с лебедиными шеями, сказочные птицы, диковинные цветы — праздничные, веселящие душу узоры городецкой росписи. Многие посетители выставки останавливаются возле неё и разглядывают расписанные изделия, смотрят, как она работает, спрашивают.

Гуляние в Сергиево-Посадской Лавре
«Гуляние в Сергиево-Посадской Лавре».
Складень, 1996 год

А Лидия Александровна Кубаткина вспоминает истоки. Тогда, больше двадцати лет назад, могла ли она, пятнадцатилетняя девчонка из горедецкой деревни Тяблино, даже в мечтах увидеть международное признание возрождённого народного промысла? К этому возрождению она непосредственно причастна.

Семь классов Лида закончила в 1957 году. Кем стать, куда податься? И тут отец увидел в районной газете объявление о наборе учениц в группу городецкой росписи при Семёновском профтехучилище.

Зимний праздник
«Зимний праздник».
Панно

— А что, дочка, — сказал отец, — рисовать ты умеешь, работать будешь потом рядом, в Курцеве. Иди, учись.

Набралось тринадцать девчонок. В Семёнов их повез Аристарх Евстафьевич Коновалов. После двух лет учёбы вернулись в Курцево и стали вместе пробивать дорогу своему делу.

— В Городец я переехала уже в 1975 году, — вспоминает Лидия Александровна, — а до этого так и работала в Курцеве. Из первой группы нас только трое осталось к этому времени. Сначала сидела на лесозаводе — расписывала массовую продукцию. Через три года меня перевели в экспериментальную группу.

Троицкий собор
«Троицкий собор».
Панно, 1997 год

В экспериментальной группе сейчас работают восемь художниц. Они разрабатывают новые изделия: сами рисуют эскизы, сами расписывают. Лидия Александровна в последнее время разработала несколько изделий: полочку для школьника, чайный набор и кухонный набор.

— Жаль, что многие наши изделия так и не видит покупатель. — говорит Лидия Александровна. — Посмотрят наши работы, похвалят, а в массовое производство не внедряют.

Художницы экспериментальной группы ежегодно участвуют в различных выставках, получают дипломы и премии. Недавно Лидии Александровне вручили Почётную грамоту Союза художников СССР за участие во Всероссийской художественной выставке. Она представляла там панно «У колодца».

В первые годы работы Лидия Александровна ни о какой сюжетной росписи и на думала, а сейчас именно на неё направление держит.

У виноградных ворот
«У виноградных ворот».
Панно

— Трудновато было первое время перестраиваться, — рассказывает она, — долго я сидела на массовке. Роспись там крупная, а в сюжетной росписи детали мелкие, надо людей рисовать, да ещё и дух старинной росписи сохранять. Сейчас освоилась. Конечно, сначала эскизы делаем.

Лидия Александровна человек скромный. А мы видим, что она одна из лучших художниц на фабрике, не зря её посылали за границу демонстрировать народное искусство. Больше двадцати лет отдала Кубаткина росписи. Говорят, с годами человек устаёт от своей профессии.

— Нет, нисколько, — говорит Лидия Александровна. — Работа у нас творческая. На каждом изделии расписываем по-своему. Мы даже композицию не запоминаем, а каждый раз делаем новую. Конечно, одно и то же каждый день скучно было бы делать.

…У Лидии Александровны хорошая семья: муж Павел Максимович работает тоже на фабрике — столяром. двое детей. Живут они в собственном доме рядом с фабрикой. Семья для женщины очень важное дело, но не только семья определяет счастье. Любимая профессия, признание и оценка труда тоже много значат. Всё это у Лидии Александровны есть. Диковинные птицы, которыми она расписывает изделия, обернулись для неё птицами счастья.

Городецкий вестник, 1983 год

Звонкие копыта
«Звонкие копыта».
Панно, 1989 год
На тройке
«На тройке».
Панно, 1982 год