Нет в Городце, наверное, ни одного человека старшего и среднего поколения, кто бы не знал Алексея Алексеевича Курочкина, первого директора судоремонтно-механического завода, Почётного гражданина г. Городца. Сегодня ему исполнилось бы 100 лет. Он прожил долгую, славную жизнь, умер в возрасте 90 лет и оставил о себе добрую память, как зримую, в цехах и корпусах завода, так и незримую: в сердцах и памяти знавших его людей, в традициях заводского коллектива.

Об Алексее Алексеевиче можно написать целый роман, но газетные рамки заставляют быть краткой. Поэтому поступлю следующим образом. Изложу кратко его официальную биографию, а потом приведу воспоминания людей, которые работали в тесной связи с юбиляром.

Алексей Алексеевич родился 30 марта 1904 года в деревне Старое Салагузово Балахнинского района. Работал учеником плотника-судостроителя, матросом на барже. Служил на Балтийском флоте, окончил Кронштадскую совпартшколу. С 1933 года работал заведующим отделом пропаганды Лысковского райкома ВКП(б). В 1937 году направлен в Городецкую трудовую колонию несовершеннолетних правонарушителей, а в 1938 году назначен начальником колонии.

Колония размещалась в бывшей мужской гимназии (впоследствии это была школа № 2, а теперь — заводоуправление). Колонисты здесь учились и здесь же работали в мастерских. В 1940 году на месте колонии был создан Городецкий механический завод. А.А. Курочкин стал его директором. Выпускали судовые механизмы и чугунное литье.

Только начал становиться на ноги новый завод, грянула Великая Отечественная война. Нужно было переходить на выпуск военной продукции, а квалифицированные работники ушли на фронт. На завод пришли пенсионеры, женщины, подростки. Выпускали корпуса мин, аэросани. О работе механического завода в годы войны наша газета писала не раз. Героический труд коллектива был отмечен наградами: в 1945 году ему было оставлено на вечное хранение переходящее Красное знамя народного комиссариата речного флота, а на знамени завода появился орден Отечественной войны. И во всём этом огромная заслуга А.А. Курочкина, который сумел организовать не только ударный труд, но и заботу о людях. В годы войны было создано подсобное хозяйство, которое позволило улучшить питание рабочих.

После окончания войны завод перешёл на выпуск мирной продукции: насосов, подшипников, паровых машин и т.д. Возводились новые корпуса завода, внедрялась новая техника. Одновременно строилось жильё для работников, пионерский лагерь, турбаза, больница. Строили методом народной стройки.

На заводе улучшалась культура производства, крепла дисциплина труда, ширилось социалистическое соревнование. В 1961 году Городецкому мехзаводу первому в отрасли было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда».

В пятидесятые годы, после окончания строительства Горьковской ГЭС, в среднем бьефе начали строить судоремонтный завод. Но строительство что-то захирело. Предложили А.А. Курочкину взять его в состав своего предприятия. Это была по тому времени обуза, но в интересах дела директор согласился. Строительство судоремонтной базы было продолжено, начали ремонт флота. Время показало, сколь дальновидным был Алексей Алексеевич. И сейчас, в период экономических неурядиц в нашей стране, судоремонт выручает коллектив завода. Возникшая необходимость в учебе плавсостава подвигла А.А. Курочкина хлопотать об открытии в Городце речного техникума, а затем и филиала водного института.

В 1964 году Алексей Алексеевич ушёл с должности директора, находясь в зените славы и имея ещё силы. На вопросы друзей он отвечал: «Надо уходить вовремя». Но с заводом он не расставался ещё долгие годы. Он был инициатором создания заводского музея, передал туда все свои материалы, фотографии, работал директором музея. Он же стоял и у истоков создания ветеранской организации завода.

За свой многолетний подвижнический труд А.А. Курочкин был награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», многими медалями. Ему были присвоены звания «Почётный работник Министерства речного флота», «Заслуженный работник транспорта». В 1986 году А.А. Курочкину было присвоено звание «Почётный гражданин г. Городца». После смерти Алексея Алексеевича на доме по ул. Александра Невского, где он жил долгие годы, установлена мемориальная доска.

А теперь послушаем соратников Алексея Алексеевича.

Павел Петрович Обрядин пришёл на завод в 1941 году учеником в электроцех, воевал. После войны учился в водном институте, вернулся на завод мастером, дорос до главного инженера завода.

— Об Алексее Алексеевиче у меня сохранилась самая светлая память, — вспоминает ветеран, — это был душевный, отзывчивый человек, к нему можно было в любое время прийти со своими проблемами, бедами. Он, кстати, благословил меня на учёбу, продвигал по службе. Но в то же время Алексей Алексеевич был требовательным директором. Строгая закваска военных лет сохранилась у него до конца. На завод он приходил рано, обходил цеха, всех старых рабочих знал по имени-отчеству. Если на диспетчерском совещании тот или иной начальник цеха пытался скрыть недостатки, ему попадало, так как директор был в курсе всех заводских дел. После работы он также не спешил домой, просматривал документы, газеты, обязательно выискивал передовой опыт, посылал на эти предприятия работников. После командировок директор спешил в первую очередь на завод, а не домой.

В то же время в быту Алексей Алексеевич был очень скромным человеком. Он любил приглашать друзей в гости. Так, кто-то может и не поверит: у Курочкиных не всегда хватало чайных чашек для гостей, пили чай по очереди.

Николай Арсентьевич Устроев начал работать на мехзаводе в 1950 году токарем, закончил вечернюю школу, речной техникум. В 1956 году директор назначил его начальником смены, а в 1960 году — начальником инструментального цеха, потом Устроев работал инженером-конструктором в техническом отделе.

— В эти годы на завод приходило много молодых специалистов, после техникумов, вузов, — рассказывает Н.А. Устроев. — Алексей Алексеевич любил молодёжь, растил её, продвигал по служебной лестнице. Завод стал кузницей кадров не только для района, но и для области и министерства. Н.Г. Смирнов, придя на завод молодым специалистом, стал потом министром речного флота; Н.М. Белов, тоже выходец с завода, возглавляет главк в министерстве; Ю.В. Супряткин, известный в районе человек, начинал на заводе мастером; Ю.Г. Столесников, зам. директора по строительству, секретарь парткома, работал впоследствии заместителем председателя Городецкого горисполкома. И список таких людей можно продолжить.

Павел Фёдорович Сопарев на завод пришёл тоже в 1950 году, после окончания техникума, работал мастером, начальником кузнечного цеха, начальником ОТЗ, председателем профкома. Он продолжил мысль Устроева о молодых специалистах.

— В пятидесятых годах на заводе почти не было технологий, — рассказывает он. — Алексей Алексеевич давал задание инженерам разрабатывать технологии выпуска тех или иных деталей, механизмов. Устанавливал сроки и строго спрашивал выполнение. Требовательность была в его характере, в то же время он не скупился на поощрения хороших работников. Алексей Алексеевич Курочкин не только создал почти с нуля завод, но и заложил в коллективе хорошие традиции, которых руководство завода старается придерживаться и сейчас.

Подводя итог сказанному ветеранами, председатель профкома, член совета директоров завода Н.В. Мохов сказал:

— Алексея Алексеевича Курочкина мы помним и ценим, ежегодно в день рождения навещаем его могилу. А самое главное, все те добрые традиции, которые он заложил в коллективе, продолжили и развили его преемники — директора предприятия В.А. Коробов, А.П. Смирнов, В.И. Яковлев. Это забота о старшем поколении, выдвижение на руководящие должности молодых, перспективных работников, дальнейшее развитие производства, строительство жилья и т.д. Всё это позволяет коллективу завода держаться на плаву и в это трудное время.

Городецкий вестник, 2004 год