Не балует яркостью красок наша заволжская сторона. Только ранней весной да золотой осенью расщедрится природа на сочные тона, а большую часть года в её палитре преобладают приглушённые тона и полутона. Но есть в Городце предприятие, где круглый год праздник красок. Зайдите в художественный цех фабрики «Городецкая роспись» и в глаза вам ударит такая щедрость красок, что на душе сразу посветлеет и вы забудете о том, что на улице метельный январь или хмурый ноябрь. Здесь — всегда лето. Под искусными руками художниц расцветают диковинные цветы, распевают сказочные птицы и куда-то скачут чёрные кони, выгнув лебединые шеи.

Да, сегодня возрождённая и обновлённая «Городецкая роспись» прочно заняла своё почётное место в ряду художественных промыслов России. Изделия фабрики экспортируются в 17 стран мира: на всех выставках и конкурсах городецкие художницы неизменно получают дипломы и премии. Сейчас их 80 — обыкновенных женщин, владеющих чудесным ремеслом. Я хочу рассказать об одной из тех, что восемнадцать лет назад вместе с главным художником А.Е.Коноваловым положила начала сегодняшней славе городецкой росписи.

…В Городецкую роспись я влюбилась сразу и навсегда. И сейчас, глядя, как работает Лилия Фёдоровна Беспалова, художница экспериментальной группы, ещё раз мысленно признаюсь в любви этому праздничному, светлому искусству. Лилия Фёдоровна берёт очередное изделие — шифоньерчик из кукольного набора. На столе перед художницей — палитра с масляными красками и набор кисточек из беличьих хвостов. Выбрав кисточку, она набирает краску…

Несколько плавных движений — и на светлой поверхности игрушки расцвёл яркий чёрно-красный петушок. Как гордо закинута у него головка, как кичливо распустил он пёстрый хвост! А Лилия Фёдоровна уже рисует кружочки, листочки веточки. Потом шифоньерчик откладывается в сторону на просушку. Сделана так называемая подмалёвка, то есть контур рисунка. Когда краска высохнет, художница начнёт делать разживку, то есть оживлять рисунок мелкими деталями — штрихами, точками. Вот сейчас Лилия Фёдоровна разживляет детскую лопатку. Движения её быстры, точны. И просто удивительно, что без предварительного наброска так точно и симметрично ложится на изделие рисунок. Прямо на глазах ничем не примечательная деревянная лопатка превращается в чудо-игрушку! Сколько радости доставит она ребёнку! Правда, эта лопатка не попадёт пока в магазин. Она поедет в Швейцарию, на международную выставку игрушек.

Не переставая работать, Лилия Фёдоровна рассказывает:

— Детство моё прошло в маленькой деревушке Бротены, возле Курцева. После окончания восьми классов мы со старшей сестрой Ириной работали на льнозаводе. Когда узнали, что Коновалов набирает группу учениц, решили попроситься в неё. Набралось нас 13 человек, и поехали мы в Семёнов, где два года под руководством Аристарха Евстафьевича изучали старинную городецкую роспись, учились писать сами. После учёбы несколько лет работали в Курцеве — расписывали детские столики, стулики, качалки. В 1967 году я переехала в Городец. Поначалу работала одна, сидела в конторке мастера. Потом из Семёнова приехали семь художниц и стали переучиваться расписывать по-нашему. Ну а потом цех стали расширять, набирали учениц.

Из рассказа Лилии Фёдоровны видно, что выбор профессии у неё получился стихийным, но, как оказалось, совсем не случайным. Рисованьем Лиля в школе не увлекалась, но способности у неё были несомненною Поэтому так легко ей давалась учёба. И фантазии не занимать художнице. Из набора деталей, присущих городецкой росписи, она всякий раз создаёт новые композиции. Эти качества и большой опыт сделали Лилию Фёдоровну бесспорной кандидатурой для экспериментальной группы, которая создана на фабрике несколько лет назад. В группе — 5 человек. Все не новички, у каждой свой почерк, своя художественная манера. Работы Лилии Фёдоровны отличают особая яркость, сочность красок и тонкость письма. Может быть, поэтому почти на каждой выставке она получает дипломы и премии. А недавно на фабрику пришла весть, что Лилии Фёдоровне присуждена бронзовая медаль ВДНХ.

— Последнее время наша группа стала работать над сюжетной росписью, — рассказывает Лилия Фёдоровна. — Пытаемся обновлять старинные сюжеты, придумываем новые. Правда, часть образцов сгорела вместе с цехом, но к 30-летию Победы над фашистской Германией мы подготовили новые.

Мне не удалось увидеть эти работы Беспаловой. Они отправлены на выставку. Но я знаю, что в фабричном конкурсе Лилия Фёдоровна получила за них премию. Своё мастерство художница старается передать ученицам. Их перебывало у неё немало. Вот и сейчас Беспалова обучает четырёх девушек. Многие остались на фабрике, а некоторые поняли, что ошиблись в выборе профессии. Ну что ж, бывает. Ко всякому делу нужно призвание. У Лилии Фёдоровны оно, несомненно, есть. Она уже не представляет своей жизни без этого ежедневного праздника красок.

— К концу отпуска так и тянет на работу, хочется скорее взять кисти и краски и писать, писать, — признаётся художница.

…Прекрасны изделия, расписанные Лилией Фёдоровной. А у неё ещё немало задумок. Впереди — конкурс, объявленный облисполкомом в честь предстоящего XXV съезда КПСС. Пока художница ещё не знает, что приготовит на конкурс. Но нет сомнения, что её работа будет отмечена печатью таланта и любви.

Городецкий вестник, 1975 год