Пугачёв Пётр Степанович

Пётр Степанович Пугачёв из того поколения советских людей, которое в сороковые-роковые опоздало на войну ввиду своего малолетства. Но как и большинство сверстников, он начал рано взрослеть, рано трудиться.

На Волге широкой…

А родился Пугачёв в 1928 году в селе с красивым названием Берёзов Майдан, что в 12 километрах от великой реки Волги. Это в Воротынском районе Горьковской области. После окончания семилетки, когда уже шла ожесточённая война с фашистами, юный Пётр становится матросом баржи. Ему наверное просто повезло, что попал он на выучку к родному отцу — шкиперу этого же судна. Но опытный речник Степан Ефимович хотя и был добрым наставником, сына однако не баловал и спрашивал с него со всей строгостью. Вторым матросом на барже служила мама Петра Акулина Михайловна.

Так и ходили они года три всей семьёй по Волге и её притоку Суре от одной пристани к другой, перевозя самые различные грузы.

Сегодня ветеран труда Пугачёв вспоминает:

— Зимою, в межнавигационный период, мне вместе о другими подростками приходилось работать в столярном цехе судоверфи Разнежье. Для нужд фронта мы делали волокуши для ездовых собак, которые вывозили на них раненых с поля боя. Это был военный заказ и за его выполнением следили строго. Работали по 12 часов в сутки. Норма — одна волокуша за смену. Как ни уставали, но тянулись, старались её выполнить. В этом цехе я проработал два сезона.

В победном 45-м юного матроса переводят рулевым на пароход «Алатырец». Есть такой город в Чувашии — Алатырь, на берегу реки Суры. В нём находилось тогда Сурское агентство Волжского речного пароходства. На судах, приписанных к этому агентству, и ходил по рекам, поднимался по служебным ступенькам Пётр Пугачёв.

Через три года он становится вторым помощником капитана того же «Алатырца». Доверие к молодому речнику растёт и спустя год он уже первый помощник на пассажирском теплоходе.

Если дело пришлось по душе, то всегда возникает потребность познать его основательно. И Пугачёв учится. В 1954 году с отличием оканчивает школу командного состава. Получает диплом капитана всех групп судов и назначается капитаном волжского теплохода «Боевой», а немного позднее — буксирного теплохода «Оперативный». Именно в этот период молодой судоводитель получает свою первую государственную награду — медаль «За трудовое отличие».

Вскоре «Оперативный» направили в распоряжение Городецкого эксплуатационного участка, флот которого обслуживал строительство Горьковской ГЭС. К тому времени Пётр Степанович был уже женатым человеком и на первых порах его семье пришлось жить не в самом Городце, а на правом берегу Волги в каюте списанного парохода.

«Оперативный» водил по реке на буксире баржи и плоты с различными стройматериалами, а в конце 50-х годов капитану Пугачёву на своём теплоходе довелось провести пробное шлюзование при открытии шлюза № 14 на Волге. В то время на речном флоте началось совмещение профессий судоводителей и судомехаников в одном лице. Надо было осваивать вторую профессию и Петру Степановичу. Для этого снова пришлось засесть за учебники в уже знакомой ему школе комсостава. После получения второй профессии — судомеханика — Пугачёв работает капитаном-II помощником механика на различных судах пароходства.

Чувствуя нехватку теоретических знаний, Пётр Степанович решает учиться дальше. Но теперь только заочно. Кто такое испытал, хорошо знает, как это сложно — работать и одновременно «грызть гранит науки». Однако поставив перед собой высокую цель, капитан не отступает. Судомеханическое отделение Московского техникума речного транспорта вместо пяти лет он «ухитряется» закончить за три года.

Партийный секретарь

Работая на речных судах, Пётр Степанович находит время и для общественной деятельности. Его, члена КПСС с 1953 года, коммунисты флота неоднократно избирают своим партийным вожаком. А в 1962 году Пугачёв становится освобождённым секретарём партийного бюро, а затем парткома одного из крупнейших судоремонтно-механических заводов на Волге — Городецкого.

Парторганизация на предприятии была большая, многие коммунисты имели высшее и среднетехническое образование. Завод постоянно расширялся, технически перевооружался. Вместе с ним росли и кадры. Повышались требования к руководящим работникам. Проучившись пять лет заочно в Высшей партийной школе, Пугачёв получает высшее политическое образование.

Двенадцать лет возглавлял Пётр Степанович партийный комитет завода. В производственных достижениях коллектива предприятия тех лет есть и личный вклад вожака коммунистов. Его труд был оценён по достоинству. Сначала Пугачёва награждают медалью «За трудовую доблесть», а через годы большим орденом — Трудового Красного Знамени.

Любопытно, что в то время секретарь парткома получил и необычную для работников его ранга медаль «За отвагу на пожаре». Пётр Степанович рассказывает:

— 1972 год в наших краях стоял засушливым. На большом пространстве — возле Городца, Балахны, Дзержинска — сильно горели леса. Для ликвидации пожаров принимались большие усилия. В числе многих на борьбу с огнём была направлена и группа работников нашего завода, которую поручено было возглавить мне. После окончания тушения пожаров я и ещё несколько заводчан и получили эту медаль.

С большой неохотой в горкоме партии отпускали Пугачёва на хозяйственную работу, чего он настойчиво добивался. Но Пётр Степанович далеко не уходил — его назначили заместителем директора по флоту на этом же заводе.

«Работа по объёму была большая, трудная, интересная, а главное — знакомая с детства, — пишет в автобиографии Пугачёв. — Но жизнь есть жизнь, не всё складывалось так, как хотелось…»

Начинать надо было с нуля

— В июне 1976 года меня пригласили в горком КПСС и предложили возглавить в нашем районе дорожно-строительную организацию, — рассказывает наш герой. — Не только возглавить, но и создать её. Была поставлена задача — построить на селе дороги с твёрдым покрытием и провести благоустройство населённых пунктов и производственных объектов. Так с того времени я и стал начальником Городецкой дорожно-передвижной механизированной колонны.

— Начинать надо было с нуля. Всё рождается в муках! В муках рождалась и наша ДПМК, формировался коллектив. Работали в сложных условиях, нелегко. Но мы видели, как нужна была хорошая дорога селу, как радовались селяне каждому километру нового дорожного полотна. И этим все наши трудности оправдывались и хотелось делать ещё больше, ещё лучше.

— Так в ДПМК я проработал 18 лет и в 1994 году перешёл на государственную пенсию, — заканчивает свой рассказ нынешний ветеран труда и ветеран партии коммунистов Пётр Степанович Пугачёв.

За строительство дорог на селе он был удостоен одной из высших наград Советского государства — ордена Октябрьской революции. Помимо уже названных ветерана много раз отмечали и другими знаками трудового отличия, в том числе медалями — Ленинской юбилейной, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью ВДНХ. А в 1987 году к Петру Степановичу пришло ещё одно признание его больших заслуг перед людьми. Десятого сентября Пугачёву было присвоено звание «Почётный гражданин города Городца».

Живёт наш ветеран в Городце вместе с супругой Лидией Ивановной, урождённой Усовой. А поженились они ещё в 1949 году. Вот и посчитаем, сколько вместе? Пятьдесят пять лет! Завидное постоянство. Вырастили Пугачёвы двоих детей, имеют троих внуков. Жить и здравствовать вам и дальше, дорогие ветераны, жить в любви и добром согласии.

15.04.2004