Капитаны А.М. Давыдов (слева) и А.Г. Соколов. Открытие навигации в апреле 1997 года

Судьба предначертала так, что вся долгая жизнь Анатолия Михайловича Давыдова была связана с реками. Он и родился-то у самой воды — в селе Свияжске при впадении реки Свияги в Волгу. Село это знаменито тем, что основано было ещё в середине XVI века как крепость — база русских войск при осаде Казани.

1

Вскоре после рождения в 1926 году маленького Толи семья Давыдовых переехала на левый берег Волги в село Васильево, что стоит напротив Свияжска, в 25 км от города Казани. Там у большой воды и вырос Анатолий, сын речника-моториста и внук священника. В 1941 году после окончания семилетки он пошёл учиться в Казанский речной техникум. А на следующий год в качестве практиканта Толя впервые ступил на борт речного парохода. Это был небольшой буксир «Иван Гудов».

Проплавал юноша лето, а зимой снова засел за учебники. В очередную навигацию Анатолий — уже рулевой — плавал на более мощном буксирном пароходе «Донбасс».

Следующим летом он плавал штурвальным на пароходе «Чернышевский» на скорой пассажирской линии Москва – Молотов (ныне г. Пермь).

В августе 44–го пришёл черёд защищать Родину и нашего молодого речника. Его военная служба началась в запасном полку — в городе Владимире. Месяц новобранцы учились ходить в строю, изучали стрелковое оружие, а затем — отправка на фронт. Попал красноармеец Давыдов на 2-й Прибалтийский фронт. Но воевать ему пришлось совсем мало. В боях при уничтожении окружённой прибалтийской группировки врага в районе города Либавы (Латвия) Анатолий был ранен осколком в голову. Случилось это 13 октября 1944 года.

Потом пошли чередом санчасть, медсанбат, лечение в эвакогоспитале г. Даугавпилс, где Давыдов и встретил радостную весть о Победе. А после выздоровления уже в мирное время Анатолию пришлось послужить ещё в городе Казани. Демобилизовали его весной 1946–го.

Спустя примерно год вручили вчерашнему солдату заслуженные награды — медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией…».

Приехал Анатолий в родное село Васильево и решил немного отдохнуть. Почти все дни проводил у воды, рыбачил на берегу Волги, любовался речными красотами. Но душа просилась в плавание.

2

Через год после демобилизации Давыдов вернулся в родную стихию. Он снова на водных просторах, снова плавает штурвальным и рулевым на речных судах в Волжском грузопассажирском речном пароходстве (г. Куйбышев). Куда он поступил, работы хватало. С апреля до глубокой осени перевозили такие грузы, как зерно, лес, стройматериалы, соль, овощи, картофель.

По зимам Анатолий зря время не терял — продолжал учиться, сначала в речном училище, а затем в техникуме, который окончил по специальности судоводителя в 1949 году. Тогда же осенью сбылась его давнишняя мечта — назначили первым штурманом на пароход «СТ-35». На зимовку судно оставили в затоне имени А. Жданова на Оке (в 25 км выше г. Горького). Здесь-то Давыдов и познакомился с Ольгой Судаевой, своей будущей спутницей жизни. В 50–м поженились и начали вместе плавать не только по житейскому морю, но и по речным путям-дорогам. Ольга трудилась поваром, матросом.

Через две навигации молодожёны с сожалением расстались с командой «СТ-35» — Анатолию предложили новое ответственное задание. И стал он вторым штурманом на большом теплоходе «Латвия». Из Горького доставляли лес в г. Красноармейск (позднее стал частью города Сталинграда), а оттуда возвращались с углём.

В последующие годы штурман Давыдов плавает на судах типа «Большая Волга». Менялись суда, менялись и места зимовок. Анатолию Михайловичу снова пришлось поработать на грузовой линии Горький-Сталинград.

После очередной проверки знаний нашего штурмана назначают капитаном пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета» № 1 на линии Горький-Казань. Но на «седьмом небе» Давыдов пробыл всего два месяца. Перед закрытием навигации 1957-го его срочно временно переводят капитаном на теплоход «Умань». Сходили в Москву с пшеницей, откуда в ноябре на зимовку пришли в Городец.

3

С той поры и считает себя Анатолий Михайлович жителем нашего древнего города. Да и механический завод в том году стал одновременно судоремонтным. Теплоход «Умань» вместе с другими сухогрузами был передан ГСРМЗ на полное обслуживание. Так что и юридически место работы речника изменилось.

Вместе с родителями новыми гражданами Городца стали и малолетние Давыдовы, дочь и сын, Аня и Саша. Сразу же возник вопрос о жилье. Как и в других местах, на заводе он решался методом народных строек. Предприятие помогало своим работникам стройматериалами, а будущие новосёлы во внеурочное время строили жильё своими руками. Вскоре семья Давыдовых поселилась в двухкомнатную квартиру нового дома по улице Коммунальной в нынешнем микрорайоне Северный.

В 1959–м Анатолий Михайлович выезжает в Румынию. Вместе с другими советскими специалистами там он принимает речные суда типа «Шестая пятилетка» — более современные и удобные для перевозки грузов. На Волге в те годы на грузовых теплоходах осваивали совмещение профессий. Командный состав флота, а среди них и капитан Давыдов, снова сел за учебные столы. Наряду с дипломом техника-судоводителя он получает и диплом техника-судомеханика.

Уже позднее, в начале 70-х, Анатолий Михайлович снова едет в Румынию. На этот раз на приёмку большегрузных судов типа «Волго-Дон».

На судах Горьковского, а затем Волжского объединённого ордена Ленина речного пароходства наш капитан проплавал без малого сорок лет. А когда я поинтересовался у Анатолия Михайловича, сколько же навигаций он провёл на своём речном веку, он, немного помедлив, ответил: «Больше пятидесяти».

Капитан Давыдов на вверенных ему сухогрузах бороздил волны рек Волги и Дона, Камы и Вятки, Белой, Ветлуги, Унжи. Он плавал на каналах Волго-Донском, имени Москвы, Волго-Балте (Ленинград-Выборг). Кроме уже названных выше грузов перевозил минерально-строительные, автомобили ГАЗа, различные контейнеры, арбузы. В 1973 году за самоотверженный труд по перевозке урожая Анатолий Михайлович был награждён Почётной грамотой Президиума ВЦСПС.

Есть у нашего героя и другие высокие награды. Это прежде всего медали «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда». А.М. Давыдов имеет также звания Министерства речного флота: «Специалист высшего класса», «Почётный работник речного флота», знак «Отличник соцсоревнования речного флота». А почётных грамот, благодарностей, премий у старого речника, пожалуй, и не счесть. Он также член «Ассоциации капитанов» речного пароходства.

4

Всё это зримое признание заслуг Анатолия Михайловича, квалифицированного специалиста, высокого профессионала, человека, раз и навсегда преданного избранному делу.

«Для успешной работы капитану судна прежде всего нужны призвание и любовь к профессии, трудолюбие», — говорит ветеран речного флота. Может это несколько банально, но ведь из песни слов не выкинешь.

«Бывало, при погрузке-разгрузке судна я включался в общий ритм работы, занимался, строго говоря, не своим делом, — добавляет мой собеседник. — Некоторые капитаны по этому поводу посмеивались. Но в свободные минуты помочь я никогда не гнушался».

…Вот уже десять лет как Анатолий Михайлович вышел на пенсию. Живут они с супругой Ольгой Васильевной, тоже пенсионеркой, в трёхкомнатной квартире на улице Шлюзовой, что у самой Волги. Живут дружно, в понимании и согласии больше полувека. Вместе с ними проживает и дочь Анна с мужем. По специальности она техник-электрик, работает на ЗМЗ. Своей семьёй отдельно живёт дочь Анны Анатольевны Елена. Растут-подрастают у Давыдовых двое правнуков.

Нынче в феврале у старого капитана юбилей — ему исполнится 80 лет. Пожелаем юбиляру бодрости и долгих лет жизни.

18 февраля 2006 года