Интервью с участником двух парадов Победы

Мы уже рассказывали о ветеране Великой Отечественной войны городчанине Л.М. Страхове. Вскоре после капитуляции фашистской Германии нашему земляку посчастливилось быть участником легендарного ныне Парада Победы в Москве летом 1945 года. А через 55 лет в жизни ветерана произошло событие, которое ему и во сне не могло присниться. По приглашению Всероссийского оргкомитета он побывал в столице на праздничных торжествах, где и принял участие в параде, посвященном 55-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Ваш внештатный корреспондент встретился с участником двух парадов Победы и попросил его ответить на ряд вопросов.

— Лев Михайлович, читателей, конечно, интересуют ваши впечатления от пребывания в столице.

— Пожалуй, начну по порядку. О приглашении на парад в Москву мне сообщили ещё в феврале. И начались хлопоты. Проверили состояние здоровья. Нам, будущим участникам парада Победы, решили пошить новые костюмы, фуражки, ботинки.

В печати уже сообщалось, что из нашей области на юбилейный парад Победы был приглашен 21 человек. Среди них один генерал, шесть рядовых и сержантов и четырнадцать офицеров до полковника включительно. Причём больше половины нашей делегации — 13 человек были из Нижнего Новгорода, а остальные — по 1-2 человека — из Дзержинска, Бора, Арзамаса, Кстова, Городца и Уренского района.

4 мая с утра мы уже в Москве. Разместили нас в Центральном военном доме отдыха «Подмосковье» — это на берегу Клязьмы, минут 40 езды на автобусе до столицы. Всего в двух больших жилых корпусах поселили 700 ветеранов. Около 500 человек из Московской области жили отдельно, а сами москвичи (их было приглашено больше всех) скорее всего находились у себя дома. Условия для отдыха нам создали просто комфортабельные.

В тот же день прошли медосмотр, и повезли нас на Красную площадь. Но сначала в парке дома отдыха провели расстановку участников парада. Нашу делегацию включили в состав Карельского фронта. Разбили нас по батальонам — нижегородцы оказались в 10-й шеренге второго батальона. Поздно вечером — с 8 до 11 состоялась тренировка на Красной площади.

На следующий день до обеда занимались строевой подготовкой, отрабатывали порядок построения, строевой шаг. Вечером ожидалась встреча с руководством российского комитета ветеранов войны и военной службы, но, к нашему огорчению, почему-то никто не приехал.

6 мая с утра тренировка в парке. Затем в Тушино, на Ходынском поле состоялась генеральная репетиция участников парада. Выстроены были представители многих родов войск — моряки, десантники, учащиеся суворовских училищ. Мы, ветераны, шли первыми. В общем, в этот день была полная имитация парада Победы. Торжественная музыка заставляла и нас, стариков, шагать бодрее, в ногу. Вечером снова в столице — на концерте в Кремлевском дворце.

В день инаугурации Президента В.В. Путина до обеда у нас была экскурсия на Поклонную гору. Ветераны с большим интересом осмотрели весь комплекс сооружений в Парке Победы, ознакомились с многочисленными экспозициями Центрального музея Великой Отечественной войны. А представители делегаций поехали на торжества в Кремль. Нижегородцев-ветеранов там представлял генерал-майор в отставке Ю.Е. Кирилюк.

Накануне праздника по распорядку день обещал быть интересным и насыщенным, но осуществилось далеко не всё. Запланированное с утра возложение цветов к памятнику маршалу Жукову и могиле Неизвестного солдата не состоялось — за нами не прислали автобусы. Один наш батальон хотел посетить Мавзолей В.И. Ленина, но власти всё сделали, чтобы ветераны туда не попали. Повесили табличку: закрыт на учёт. Хотя смешно — учёт в праздники. Вечером мы должны были поехать на Поклонную гору — принять там участие в гулянии москвичей. Но было уже поздновато, и очевидно перед парадом нам решили дать отдохнуть…

— И теперь, Лев Михайлович, Вы приступаете к самому, самому…

— Так оно и есть. 9-го нам сыграли подъём на час раньше обычного. После завтрака выехали в Москву и уже за полчаса до начала торжества находились в строю. И вот 10 часов утра. Командовал парадом генерал-полковник Буданов. Он, как и полагается, отдал рапорт министру обороны маршалу Сергееву. Первыми в колонне ветеранов войны, которые возглавляли движение, под звуки музыки вступили на Красную площадь мы — представители Карельского фронта. Если на первом Параде Победы в 1945 году от каждого из фронтов шло по одному сводному полку, то сейчас их представляли батальоны, А батальон — это 12 шеренг по 20 человек. Нижегородцы, как я уже говорил, составляли 10-ю шеренгу второго батальона. Шли обычным походным шагом, никто нас не поторапливал. Все мы были в приподнятом настроении, ощущали торжественность момента, чувствовали ответственность. Конечно, и волновались.

После прохода мимо правительственной и гостевых трибун командир колонны генерал ободряюще показал нам большой палец, дескать, молодцы! Этим парад Победы для нас и окончился. У Васильевского спуска нас уже ожидали автобусы. Как прошли на параде другие ветераны и сегодняшние воины — представители различных родов войск, мы не видели. Было немного досадно.

В доме отдыха с часу дня у нас начался праздничный обед, перешедший в ужин. К слову сказать, питание для ветеранов было организовано хорошее, разнообразное и с учётом нашего возраста. После обеда ожидался концерт ансамбля имени Александрова, но нам снова не повезло — артисты не приехали. Зато появилась одна певичка (фамилия её не запомнилась), спела несколько песен и покинула нас. Микрофоном овладели мы сами: поздравляли друг друга с нашим великим и светлым праздником.

Вечером, кто хотел и смог, всего на четырех автобусах выехали в Москву смотреть на праздничный салют. Народу на Красной площади было полно. Мне сразу вспомнился День Победы 1945 года. Москвичи горячо приветствовали нас, кричали: «Ура!», тепло провожали и обратно. Салют начался в 22 часа. Красиво, конечно, было, но я поневоле сравнивал с тем, каким запечатлелся в памяти праздничный салют ровно 55 лет назад. Тогда он был намного зрелищней. Сейчас, как это и водится, в небе с интервалами появлялись вспышки разноцветных огней, но только без подсветки прожекторами. Но всё равно такое зрелище незабываемо.

— Лев Михайлович, а что-то памятное привезли для себя из столицы?

— Самым дорогим подарком считаю книгу-фотолетопись «Георгий Жуков», полученную каждым участником парада Победы на память от имени председателя российского комитета ветеранов войны и воинской службы, Героя Советского Союза, генерала армии В.Говорова. Это новое издание большого формата со множеством фотографий, среди которых немало уникальных, публикуемых впервые.

Вручили каждому из нас и памятный знак «Участник Парада 9 мая 2000 г.», с удостоверением к нему за подписью мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова.

Ну и последнее. В моем военном билете через многие годы появилась новая запись: «Воинское звание «старший лейтенант медицинской службы» присвоено приказом ВГВС РФ № 2 от 27.04.2000 г.». Что такое, или кто такой «ВГВС», поясняю: «Верховный главнокомандующий Вооружёнными Силами». А им у нас является Президент РФ В.В. Путин. Читатели, наверное, знают, что очередное воинское звание было присвоено в честь 55-летия Великой Победы всем офицерам — участникам Великой Отечественной войны.