Воробьёв Дмитрий Петрович

«Городец — моя родина. И я счастлив тем, что здесь, на этой красивой земле, жили и создавали свою замечательную живопись мужички-художники из приузольских деревень. Думаю, что свет их неповторимого творчества и сейчас согревает душу каждого человека, влюблённого в искусство».

Автор приведённых строк — известный городецкий художник Воробьёв Дмитрий Петрович. В 2008 году в Доме графини Паниной прошла презентация его персональной выставки «Поэзия красок». Юбиляра тепло поздравили официальные лица, коллеги по творческому цеху и друзья. Научный сотрудник музея Калягина Нина Геннадьевна представила выставку зрителям, сказав несколько слов и о самом авторе.

Дмитрий Воробьёв родился и живёт в Городце – в городе, счастливо завещанном самой судьбой. Здесь жили его дед, занимавшийся торговлей, и отец, влюблённый в театр и даже игравший в местной труппе. Мальчик рос в творческой атмосфере, дышал удивительным воздухом древнего града, заповедной городецкой земли, где когда-то творили мужички-художники, мастера росписи Игнатий Мазин и Игнатий Лебедев, где обрели вдохновение прославленный живописец, иллюстратор Татьяна Маврина и график Александр Ведерников.

Мог ли он не рисовать? Наверное, не мог. Хотя был обычным мальчишкой, чьё детство пришлось на не очень-то сытое, но полное надежд послевоенное время. Так же, как все пацаны, Дима с утра до ночи пропадал на улице, играл в футбол, чижик и другие, ныне забытые игры, азартно рыбачил на Волге.

Он был таким же, как все, но вырос художником. Этот особый дар видения мира разглядел в подростке Павел Максимович Переверзев, педагог с большой буквы и большой чудак – из тех чудаков, без которых мир становится серым и скучным.

В 1968 году окончил Горьковское художественное училище (педагог Разин Б.Н.) и стал профессиональным художником. Член Союза художников России с 1994 года, с семидесятых годов — постоянный участник областных, зональных и всероссийских выставок: «Большая Волга-2003», «100-летие Нижегородской ярмарки», «Имени Твоему» к 2000-летию Рождества Христова (г. Москва), к 70-летию Нижегородской организации Союза художников России и других.

Дмитрий Воробьёв по распределению направляется преподавателем черчения в школу № 5. Потом была служба в армии, работа на ГСРМЗ, заводе «Молот» и, наконец, в ЦКБ «Монолит», которому отдано почти 17 лет жизни. Здесь Дмитрий Петрович состоялся как специалист, получивший шесть авторских свидетельств на архитектурные решения в области судостроения.

Счастливое было время… Молодость, жизненная стабильность, прекрасный коллектив творческих людей, объединённых общей задачей — проектировать суда технического флота, так нужные стране.

Но начавшаяся перестройка лихо меняла людские судьбы. Дмитрий Петрович уходит на работу в МП «Городецстройсервис», а с 2001 года становится главным специалистом управления архитектуры и градостроительства. Город от этого только выиграл. И сегодня мы можем с уверенностью сказать: в облике Городца, который сложился в последние годы, есть немалый вклад и героя нашего повествования.

Работа работой, но художник никогда не переставал творить.

— О своих работах говорить трудно, всё сказано на бумаге, — отметил на открытии выставки автор. — Люди смотрят на картины, чтобы получить радость, удовольствие, порой отдохнуть от суеты, обыденности, может быть, узнать что-то новое, чему-то научиться. Любой художник хочет, чтобы у него был свой благодарный зритель, хотя когда работаешь, об этом не думаешь — рисуешь для себя. Я не придумываю темы — они рядом, за ними не надо далеко ходить. Мой родной город, его старинные улицы, Волга с её разливами… Городецкая тема неисчерпаема: чем больше в неё «закапываешься», тем интереснее в ней работать.

«Сердечная живопись»

Представленная выставка графики, небольшая, камерная, обладает своей душевной интонацией, своей мелодией. Таким Городец рисует только он, Дмитрий Воробьёв, его графические работы не спутаешь ни с какими другими. Художник имеет свой почерк, свою манеру письма.

Вообще графика — искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным — карандаш или уголь. Но, как отметил на презентации выставки заволжский живописец, член Союза художников России Александр Пименов, чёрно-белые графические работы Воробьёва воспринимаются как цветные, они несут внутреннее тепло. А ещё они необычайно поэтичны — и те, что нарисованы углём, и пастельные, созданные с помощью цветных мелков.

Городец волжский, пронизанный ветром великой русской реки, с её крутыми берегами, пристанью, судоверфью… Городец, укутанный снегом, полусонный, или рождественский, с неизменным ожиданием чуда… Город старых деревянных домов, полуразрушенных двориков, где доживают свой век одинокие бабушки-старушки. Город, с тоской глядящий в темноте на далёкие огни соседнего Заволжья… Городец, горячо любимый, но уходящий, как искусство Игнатия Мазина и других старых мастеров неповторимой, фантастической росписи. В нём всё пронизано грустью, светлой печалью.

Воробьёв Д., «Снежный день»
Воробьёв Д.,
«Снежный день»

Есть у Воробьёва и другой Городец — весенний, залитый солнцем, «вкусный», как здешний пряник. Иногда (например, в «Прогулках под деревьями») он в чём-то похож на Городец Евгения Расторгуева, учителя и друга Дмитрия Воробьёва.

Собравшимся открылась ещё одна грань таланта Дмитрия Воробьёва, представив его как книжного иллюстратора, автора замечательных рисунков к стихам Саши Чёрного, а поэтесса Ирина Дружаева в некоторых живописных работах, представленных на выставке, почувствовала ностальгические нотки по Евгению Расторгуеву.

Евгений Анатольевич как-то написал о том, что не любит людей с холодными глазами. И главная задача искусства — не рассказывать и показывать, а волновать. Графические работы Дмитрия Воробьёва волнуют. Глядя на них, невозможно не чувствовать нежности к городу, который качал тебя в колыбели, учил, дарил рассветы и закаты, счастливое время коротких ночей и лунного света — всё то, что невозможно объяснить словами. И лишь угольный карандаш и цветной мелок талантливого художника, легко скользящие по шероховатой поверхности бумажного листа, поведают вам об этом просто и искренне.

Воробьёв Дмитрий Петрович, 2015 год

«Моя кисть – продолжение линии сердца»… Название, говорящее о многом. Ещё Булат Окуджава в одной из своих песен настойчиво просил живописцев: «Окуните ваши кисти в голубое, по традиции забытой городской, нарисуйте и прилежно, и с любовью, как с любовью мы проходим по Тверской»…

Мы пройдёмся по нашим божественным городецким улочкам, затеряемся среди домиков-шкатулочек, отважно взгромоздившихся на многочисленные холмы, постоим возле овражного моста, в опорах которого художник увидел городецких атлантов, невольно, но с интересом подслушаем нехитрый разговор двух кумушек-подружек, пришедших к колонке за водой, вместе с заядлыми рыбаками встретим тихое утро на Церемоновом болоте или залюбуемся с высокого берега на одинокий маяк… Куда пойти – подскажет сердце, ну а кисть художника обязательно приведёт…

А ещё она умеет создавать женские портреты — нежные по колориту, неизменно передающие цветение молодости и красоты. Вся выставка — единое целое, каждая работа завершена, нет ни одного небрежного штриха, кричащего цветового пятнышка. Вот так и надо работать — и прилежно, и с любовью. Смотришь — и испытываешь пронзительное чувство красоты и гармонии, душевный покой и внутренний тихий свет, который может дать человеку только настоящее искусство. А за ним, как известно, всегда стоит огромный труд.