Одним из важнейших явлений историко-культурного процесса XIX века была рукописная книжная традиция, продолжавшая не только сохраняться, но и активно развиваться на протяжении всего столетия и даже в первой половине XX века. В этот период рукописные книги создавались, в основном, в старообрядческой среде. Данный факт достаточно часто отмечался в трудах исследователей.

Впервые к серьёзному исследованию рукописных книг XVIII–XIX веков с точки зрения литературоведения и археографии обратился в конце XIX века Сперанский М.Н. В этот же период члены научных обществ ОЛДП и ОИДР много работали над изданиями и исследованиями рукописей XVIII–XIX веков. Глубокий анализ рукописного наследия XIX – нач. XX веков на примере Усть-Цилемского района Припечорья был дан в трудах Малышева В.И. В своих работах он проанализировал на только книжный репертуар и его особенности, но и причины бытования рукописных книг в период активного развития книгопечатания. О задачах и особенностях изучения поздней рукописной книги писали Мельников А.С. и Сапунов Б.В. Над проблемой изучения рукописного наследия Сибири продолжает работать Покровский Н.Н.

Благодаря активной собирательской деятельности библиотек, музеев и архивов, а также русских учёных и коллекционеров XIX–XX веков имеется большой массив источников. Рукописные книги конца XVIII – нач. XX веков широко представлены во всех собраниях. Причём такие крупные хранилища как БАН, Пушкинский Дом, РНБ, РГБ, РГАДА и другие постоянно публикуют информацию о рукописях позднего происхождения и их археографические описания.

Менее известным, к сожалению, остаётся тот факт, что русские художники XIX века с большим интересом работали над созданием рукописных книг, осмысливая и воплощая в своих работах традиции древнерусского искусства. Подобное обращение не было случайным, особенно, если принять во внимание общие закономерности в развитии русского искусства в середине и второй половине XIX века: создание художественно-промышленных училищ в Москве и Санкт-Петербурге, архитектурные работы Тона К., дискуссия о путях развития русского национального искусства, в которой приняли участие видные искусствоведы, историки, архитекторы, живописцы: Бутовский В.И., Стасов В.В., Забелин И.Е., Даль Л.В. и др. Среди тех, кто создавал рукописные книги, такие художники, как Солнцев Ф.Г., Басин П.В., Васнецов В.М., Стеллецкий Д.С., Зворыкин Б.В., Самокиш Н.С., Ремизов А.М. и многие др.

Когда же мы пытаемся оценить творчество художников-самоучек, крестьян, выходцев из старообрадческой среды, то тем более важно знать, какие творческие силы работали в области книги, в том числе и рукописной, и каково, собственно, место и значение подобных работ в книжной культуре XIX века.

Нижегородская земля богата своими историческими и культурными традициями. Прославлены в истории и многие города Нижегородской земли. И прежде всего — это известный Городец, малый Китеж.

Городец — старинный русский городок на Волге. Отсюда родом был знаменитый иконописец Прохор с Городца, работавший вместе с Андреем Рублёвым. Здесь принял постриг и скончался князь Александр Невский. Здесь писали иконы, строили корабли, занимались резьбой и росписью по дереву, пекли пряники. С этим городком связаны жизнь и творчество героя нашего повествования — Ивана Гавриловича Блинова.

Иван Гаврилович Блинов — талантливый нижегородский (городецкий) изограф и каллиграф, книгописец из Городца, живший и работавший на рубеже двух веков. В основу его мастерства легли богатые традиции народной культуры, такие как роспись и резьба по дереву, иконопись, книгописание и большое желание стать настоящим мастером-книжником.

5 ноября 1872 года в деревне Кудашиха, что недалеко от Городца, в старообрядческой семье Гаврилы Андреевича и Любови Клементьевны родился сын Иван. Деревня эта была небольшой и состояла всего из 13 дворов, на которые приходилось 7 мельниц. В ней жили старообрядцы 5 согласий.

В его жизни и в его судьбе огромную роль сыграл дед Клементий, живший недалеко, в деревне Косково, и получивший образование у «опытного инока в старом религиозном духе» — так написал в автобиографии Блинов И.Г. Дед Клементий и его сын Игнатий были известными мастерами-иконописцами, занимающимися ещё и росписью прялок. Занимался росписью прялочных донец и другой его дядя — Василий Клементьевич. Но именно дед Клементий очень рано привил своему внуку любовь к чтению и рисованию.

К 10 годам Иван Гаврилович Блинов научился читать и писать. О первых опытах рисования и создания книг он рассказал в «Автографии»: «В то время я страстно полюбил иконы и картины, и я решил во чтобы то ни стало учиться писать и рисовать без помощи преподавателей, самоучкой. Первую картину нарисовал — архангела Гавриила, с иконы. Вырисовал пером, чернилами. И когда удалось кое-как нарисовать, тогда пришёл в великую радость и первым долгом показал отцу и матери и дедушке. Они одобрили это моё начинание, и с тех пор я окончательно решил учить искусство рисования и писать книги».

Уже в 14 лет Иван Гаврилович профессионально начал переписывать книги — маленькие каноны. Написал подобных канонов и каноников Блинов немало, но сохранился лишь один большой «Каноник» со следующей записью: «Сия книга, глаголемая Канонник, принадлежит д. Кудашихи крестьянину Ивану Гавриловичу Блинову. Писал своею рукою в 1887 г.» Очевидно, это первая большая работа будущего мастера, объёмом в 219 листов.

В Каноник, созданный для личного или семейного пользования, вошли в основном тропари, каноны и молитвы Богородице и её иконам, а также молитвы и каноны Николаю Чудотворцу, трём святителям и Ангелу хранителю.

В Государственном историческом музее хранится работа Блинова И.Г. «Видение Григория, ученика Василия Нового», созданная в 1893 году. До 1990 года она считалась самой первой книгой его работы, о чём гласила и запись на первом листе, сделанная художником. И только благодаря щедрому дару внучки Ивана Гавриловича (Нина Алексеевна Жаркова передала её в Отдел рукописей РГБ) учёные смогли точнее узнать, когда будущий мастер начал создавать книги.

Горячее желание научиться рисовать по-настоящему привело его в книгописную мастерскую городецкого купца и коллекционера древностей Григория Матвеевича Прянишникова (1845–1915).

Увидев работы начинающего книгописца и изографа, Пётр Алексеевич Овчинников, другой городецкий купец и коллекционер (1843–1912), заказал ему ряд книг. С 1894 по 1907 годы Иван Гаврилович Блинов переписал и оформил для Овчинникова П.А. 25 книг, в том числе «Изборник Святослава 1073 г.», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие царевича Димитрия», «Андриатис», «Канонник», «Кормчую» и многие другие.

Большую помощь в становлении Блинова как искусного мастера-каллиграфа оказали и другие собиратели и ценители рукописной книги, жившие в Нижегородской губернии, в том числе и Николай Порфирьевич Никифоров (1835–1901), у которого Иван Гаврилович работал с перерывами с 1895 по 1900 годы.

В нашем распоряжении имеются, к сожалению, только три завершённые работы Блинова И.Г., вошедшие в собрание сына Никифорова Н.П. Петра Николаевича (1869–1941): это «Повесть о Петре и Февронии» и два «Синодика». Есть также две незаконченные работы: это тетрадь из «Изборника Святослава 1073 г.» и несколько листов «Поучения о святой Троице папы Сильвестра», а также черновик титульного листа «Андриатиса» — сборника произведений Иоанна Златоуста.

О количестве книг, написанных для Никифорова Н.П., судить трудно, поскольку собрание после его смерти разошлось и только часть книг досталась его сыну Петру Николаевичу.

Касаясь работы Блинова у Никифорова, необходимо сказать несколько слов об одной из книг, созданной по заказу Николая Порфирьевича в 1900 году. Это лицевой список «Повести о Петре и Февронии Муромских» — одной из самых популярных повестей на Руси. Почему? Да, наверное, потому, что идея всемогущества любви стала главной в этой прекрасной повести. Произведение, ставшее гимном русской женщине, её уму, самоотверженной и деятельной любви, произведение, воспевшее мудрого государя-правителя, не могло не привлечь книгописца. Заметим, что по заказам коллекционеров с 1894 по 1900 год мастер изготовил семь списков «Повести о Петре и Февронии» (один из списков повести работы Блинова И.Г., созданный для П.А. Овчинникова, находится в Городецком краеведческом музее). Лучшим же стала книга, созданная для Никифорова Н.П. (она хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки в фонде № 199 под № 240).

Во всех семи книгах текст «Повести» как бы разбивается писцом на смысловые, логически законченные части-сюжеты, каждая из которых открывается миниатюрой, иллюстрирующей расположенный под ней рассказ. Но именно в книге Никифорова 41 из 43, расположенных в книге миниатюр, написаны акварелью и гуашью на проклеенной тонкой белой ткани (шёлк ?), затем вырезаны и размещены на страницах (на некоторых страницах остались следы карандашной разметки, а кое-где видны следы клея). И только первая и последняя миниатюры целиком написаны на бумаге. Сдержанна и спокойна цветовая гамма миниатюр: коричнево-буро-зелёные тона, творёное золото — всё это подчёркивает лиричность произведения. А эффект использования серебряной краски достигается при помощи отражающегося от проклеенной поверхности ткани света.

Образы преподобных князя Петра и княгини Февронии, изображённые на выходной миниатюре, удивительно тёплые и светлые. Это ощущение достигается с помощью специальных художественных приёмов: по тёмно-коричневой краске положены белила. Подобному восприятию изобразительных образов помогает и сложная тёмная рамка, обрамляющая миниатюру. Её орнамент создан из ритмически повторяющихся стилизованных разноцветных листьев, свернувшихся в трубочку.

Благодаря постоянной творческой работе по заказам Прянишникова Г.М., Овчинникова П.А. и Никифорова Н.П. Блинов И.Г. имел возможность изучать древнерусские рукописные книги из собраний этих крупных нижегородских коллекционеров. А постоянные контакты с книгописцами и иконописцами из городецких мастерских помогали оттачивать мастерство.

К конце 90-х годов XIX века он становится признанным мастером-каллиграфом. Знакомясь с русской рукописной традицией, используя опыт, накопленный многими поколениями русских каллиграфов и изографов, он усваивал лучшие черты искусства книги и создавал свои, неповторимые, высокого уровня мастерства. Рукописная книга его работы «Канон честному и животворящему Кресту», созданная в 1898–1899 годах по заказу Прянишникова Г.М., выставляется в 1899 году в Петербурге на палеографической выставке.

Это лицевая рукопись, в ней имеется миниатюра-фронтиспис с изображением Орудий страстей. Написана она всего лишь на 13 листах большого формата (35,5 х 22,0). В ней 13 самых разнообразных заставок, выполненных красками и золотом, множество красочных инициалов высотою в 6–7 строк и концовок в виде диковинных ярких полевых цветов, как бы сошедших с городецких прялочных донец. Окончания отдельных частей канона (тропаря, кондака, икоса, ирмоса) оформлены в виде «воронок», т.е. постепенно сужающихся строк.

Тот факт, что книга создавалась для выставки, объясняет некоторые особенности в оформлении книги: большое число разнообразных растительных заставок, которые использовались русскими мастерами в XI–XVI веках; большое число разнообразных инициалов и концовок, вязные строки, написанные золотом, киноварью и чернилами; несколько образцов полуустава и скорописи. Книга имеет переплёт из досок, обтянутых кожей. На коже характерное для книг XVII века тиснение «Книга глаголемая». Имеются две латунные застёжки. В конце книги её создателем была сделана следующая запись: «Начата бысть писатися сия книга, глаголемая Канон честному и животворящему Кресту, в лето 7408-е, месяца ноября в 12 день на память иже во святых отца нашего Иоанна Милостиваго, архиепископа Александрийскаго, и преподобнаго отца нашего Нила. Совершена же бысть того же лета месяца декабря в 4 день на память святыя великомученицы Варвары и преподобнаго отца нашего Иоанна Дамаскина. А писал сей Канон Нижегородской губернии Балахонского уезда Большепесошнинской волости деревни Кудашихи крестьянин Иван Гаврилов Блинов. А что обрящете неисправно — дело моего невежества, простите Господа ради, Богу нашему слава ныне, и присно, и во веки веком. Аминь».

Сразу после выставки, в 1900 году, Блинов И.Г. создал ещё два экземпляра этой книги, оформив их подобным образом, но изменив колорит и оформление выходных записей (летописей). Одна из них была создана по заказу известного русского промышленника, коллекционера и мецената — Бахрушина А.П. (обе книги находятся в Историческом музее.)

По заказу городецкого купца, знатока и коллекционера русских древностей Овчинникова П.А. Блинов И.Г. создал в 1900 году лицевой Каноник. В него вошли «Канон честному и животворящему Кресту», «Канон на Рождество Христово», «Канон на крещение Господне» и другие каноны на двунадесятые праздники. Всего в книге 10 канонов. Каждый из них открывается миниатюрой, написанной красками с применением золота. Миниатюры отделены от текстовой части с помощью завес из розового шёлка. В начале каждого канона помещены многоцветные с золотом геометрические и растительные заставки, а также тератологические, геометрические и растительные инициалы. Заголовки канонов написаны киноварной вязью.

Канон имеет переплёт из досок, обтянутых коричневой кожей с характерным тиснением. Обрез книги тонирован красной краской.

Этот высокохудожественный Канонник вошёл в состав коллекции рукописных книг Овчинникова П.А. И лишь после его смерти, после 1917 года при передаче собрания Овчинникова П.А. в Отдел рукописей Румянцевского музея, он и ещё 24 книги вошли в книжное собрание Городецкого музея.

Признание работ Блинова И.Г. было высоким. Книги же своей работы он продолжает подписывать так: «А писал книгу крестьянин деревни Кудашихи Нижегородской губернии... аз грешный и не достойный имени человеческаго... Иван Гаврилов Блинов».

В начале XX века имя художника, его работы хорошо известны ценителям книжного искусства. Ярким признанием заслуг Блинова И.Г. стало приглашение его в 1906 году на VII Всероссийский археологический съезд во Владимир.

Он работает в Городце, Горбатове, Харькове, Москве и Петербурге и всё время стремится совершенствовать своё мастерство. Он старательно изучает русские рукописные книги, созданные лучшими мастерами древности, и ищет свой стиль. Он пишет прошение на имя Директора Императорского Московского Румянцевского Музея: «Имею честь покорнейше просить Ваше Сиятельство выписать для моих занятий в Отделении рукописей вверенного Вам Музея Годуновскую рукописную псалтырь 1591 года из Костромского Ипатьевского монастыря. Просит крестьянин Иван Гаврилович Блинов».

Живя в Москве, он постоянно ходит заниматься в Исторический музей, посещает Третьяковскую картинную галерею, ездит в библиотеку Троице-Сергиевой Лавры.

Блинов И.Г. хорошо знал и собирал различные издания, приобретая их у антикваров-букинистов, таких, например, как Павел Петрович Шибанов (1864–1935). Охотно приобретал Блинов И.Г. и рукописные книги, поддерживая постоянный контакт со Большаковым С.Т. — известным антикваром-букинистом. Но он не только покупал у него книги, но и выполнял его заказы.

В 1909 году по рекомендации Прянишникова Г.М. Блинов И.Г. был приглашён в Московскую старообрядческую книгопечатню Льва Алексеевича Малехонова (зятя Прянишникова Г.М.) в качестве старшего корректора славянского шрифта с окладом 25 рублей в неделю. В этой типографии Блинов И.Г. проработал с перерывами почти 7 лет. По его словам, «тогда под его руководством было создано много лицевых книг, как то Апокалипсис с 72 картинами в красках, Библия — 150 картин, Житие Бориса и Глеба — 15 картин и много других лицевых житий».

В эти годы он знакомится к художником Дмитрием Семёновичем Стеллецким (1875–1947). Вместе они работают над «Словом о полку Игореве». С предложением о совместной работе Стеллецкий Д.С. обратился к Ивану Гавриловичу в 1908 году. Сохранилось письмо, свидетельствующее о начале сотрудничества: «Многоуважаемый Иван Гаврилович. Сердечно благодарен Вам за присылку пробного листа. Он великолепен и мне лучшего ничего не нужно. Я рассчитываю кончить тут свою работу месяца через два и тогда приеде к Вам в Городец. Душевно Ваш Дм. Стеллецкий».

О покупке «Слова» Третьяковской галлереей Стеллецкий Д.С. сообщил Блинову И.Г. в начале марта. Блинов же, в свою очередь, сразу же известил об этом жену. Сейчас книга хранится в отделе графики ГТГ. Имеется также несколько чёрно-белых фотографий в фототеке галереи и статья Маковского С.К. о ней, опубликованная в одном из парижских изданий в 1928 году.

В 1912 и 1913 годах Блинов И.Г. создал ещё два списка «Слова о полку Игореве». Ныне они хранятся в Отделе рукописей РГБ в собраниях Егорова Е.Е. и Музейном собрании.

В эти же годы Блинов И.Г. сотрудничает и с другими известными русскими художниками. Вместе с Савиновым А.И. расписывает церковь в Натальевском посаде Харьковской губернии, в усадьбе известного помещика-сахарозаводчика, мецената Харитоненко П.И. Там в церкви «зарисовал вязи в стиле XIV века в шейке главы церкви и надписи на стенописании. Церковь эта сложена из белого камня. ...Вид имеет Новгородских храмов XVI века».

«Работал Васнецову В.М., вырисовывал вязи». «Работал художнику Зворыкину Б.В., отчасти рисовал маленькие рамочки и текст художнику М.В. Нестерову» Знаком был и с Остроуховым И.С., Шарлеманем А.И.

1917–1920, годы тяжёлых испытаний стали и годами, когда была достигнута вершина мастерства. За эти годы он создал «Акафист Серафиму Саровскому» (1917), «Мудрость Менандра Мудрого» (1918), «Краткое нравоучение» (1918), «Слово на рождество Богородицы» (1918), «Житие Анастасии Узорешительницы» (1918). В этих работах нашли своё отражение сильные сердечная боль и тоска, все те чувства, которые таились в сердце мастера — боль о «руси уходящей». Все эти работы Иван Гаврилович Блинов подарил Румянцевскому Музею. В эти же годы (1919 год), став членом Учёной коллегии Российского исторического музея, он по заказу этого музея выполнил не менее интересные работы — «Повесть о горе-злосчастии», «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Фроле Скобееве» (ОР ГИМ. Муз. №№ 3390, 3403, 3435).

Именно в это время Блинов И.Г. написал картину на тему одной из евангельских притч. Некоторое время спустя он написал следующее: «Картина "Симоне Ионин, любиши ли мя" написана мною в 1919 г. в самое трудное время, и в материальном отношении ужасно нуждался. Помощи никакой не было, выйти из этого положения не представлялось возможным. Вот я и решился написать эту картину. Имея сильную любовь к Иисусу Христу и Петру Апостолу. Самый сюжет взял с евангельского текста, который внезепно нарисовался в моей голове во время пребывания в храме за службой. Пришедши домой, взял холст, купленный мною и заготовленный лет 10 назад и начал рисовать, и в течение трёх месяцев окончил совсем».

О работе над книгами с 1925 по 1937 годы известно мало. Ясно только одно, что любимого дела Иван Гаврилович не бросил. Что-то писал, пробовал сочинять сам.

Работая лектором и оформителем в клубе, редактором в колхозной газете, учителем в колонии, Блинов И.Г. периодически возвращается к своему делу — созданию книг. В 1926 году он возвращается к «Поучению Ефрема Сирина об антихристе», а в 1929 году — «Слову о полку Игореве».

В конце 30-х годов он пишет и оформляет «Историю Городца» собственного сочинения и вновь обращается к «Слову о полку Игореве». Работа над последним списком «Слова о полку Игореве» осталась незавершённой. В таком виде она и хранится в Городецком краеведческом музее.

В 1935 году очень тепло об Блинове И.Г., как о прекрасном знатоке древностей, создателе рукописных книг, художнике, отозвался Нижегородский краевед Фёдор Павлович Хитровский. В марте 1935 года он писал Горькому А.М.: «Есть в Городце Блинов — старец-писец древних книг. Знаток палеографии. Историю письма знает так тонко, что без запинки изображает и определяет периоды древней письменности. Переписал за свою жизнь до 200 книг. Биография Блинова настолько интересна, что я её записал».

В 30–40-е годы для своих детей и внуков мастер написал маленькие каноны. Две из них были переданы в Отдел рукописей его внуками в 1989 году. Обе книжечки — «Каноны в неделю святыя Пасхи».

Будучи старообрядцем Блинов И.Г. хорошо понимал, что каноны и канонники необходимы верующим людям каждодневно, что они входят в состав повечерни и утрени. Понимал всю духовную значимость канонов в христианском богослужении и потребность в жизни верующего человека. Поэтому Блинов И.Г. столь часто в своём творчестве обращался к работе над канонами, создавая их как по заказу, так и для членов семьи и многочисленных родственников.

Умер Иван Гаврилович Блинов в 1944 году.

Рукописные книги, созданные Блиновым И.Г., были высоко оценены современниками. Его работы попали в книжные собрания таких известных коллекционеров как Бахрушин А.П., Щукин П.И., Барсов Е.В., Никифоров Н.П., Овчинников П.А., Прянишников Г.М., Егоров Е.Е., Лихачёв Н.П. Ряд книг был выполнен по заказу Исторического и Румянцевского музеев.

Все работы Ивана Гавриловича Блинова говорят не только о талантливости русского крестьянства, но и его высокой культуре, образованности, хорошем знании и понимании исторических традиций и своего прошлого. Не «консервативность крестьянской старообрядческой идеологии», а высокие эстетические и философские основы народной крестьянской культуры лежат в основе работы крестьянских книгописцев конца XIX – начала XX веков, ярким, талантливым представителем которых был Иван Гаврилович Блинов.

Смеем надеяться, что имя Блинова И.Г. заняло достойное место в ряду тех русских художников, которые не раз обращались в своём творчестве к созданию рукописных книг или к оформлению и иллюстрированию книг печатных. Но если Стеллецкий Д.С., Васнецов В.М. (с которыми работал Блинов И.Г.), Самокиш Н.С., Зворыкин Б.В., Билибин И.Я., Честняков Е.В. наполняли книгу современным им видением и восприятием древности, используя средства и приёмы современной им живописи; если Солнцев Ф.Г., Басин П.В., Гагарин Г.Г., Ратшин А. создавали или оформляли рукописные книги, изучая и переосмысливая древние традиции, как русские, так и западноевропейские, то Блинов И.Г. бережно сохранял древнерусские книжные традиции и пытался донести до читателя или коллекционера дух того времени, дух той эпохи, в которую было создано то или иное произведение, с одной стороны, строго следуя древнему канону письма, с другой — привнося свою яркую индивидуальность, радостное мироощущение и истинное понимание глубокого смысла своей работы и назначения рукописной книги.

Словарь имён, названий и понятий, встречающихся в книге

Азбучный акростих — стихотворение, каждая строка которого начинается с соответствующей буквы азбуки (в порядке алфавита).

Акафист — так называют в церкви особые службы в честь Иисуса Христа, Богоматери и святых, которые совершаются молящимися стоя (отсюда название). Первый акафист был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста.

Анастасий Синаит — святой, выдающийся писатель-богослов греко-восточной церкви, умер в 599 году, был иноком Синайской обители. В 561 году был избран в патриархи антиохийские.

Андриатис — сборник произведений Иоанна Златоуста.

Апостол — богослужебная книга, содержащая Деяния святых апостолов, семь соборных посланий, 14 посланий апостола Павла и иногда Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Варлаам Хутынский, преподобный Хутынский, Новгородский чудотворец. Родился в Новгороде. После смети родителей, раздав своё имение бедным, принял монашеский постриг. Ища уединения, в местечке Хутынь, на берегу Волхова, построил себе келью. По приходу братии, в 1192 году, построили собор во имя Преображения Господня. Умер 6 ноября 1192 года. Чудесные мощи Варлаама Хутынского были обретены в первой половине XV века.

Василий Великий — святой, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель церкви. Родился около 329 года в Неокесарии, умер 1 января 379 года. Написал много бесед, слов, монашеских и нравственных правил.

Вязь — декоративное письмо, связывающее буквы в непрерывный орнамент.

Глаголица — одна из двух славянских азбук.

Григорий Богослов — святитель, архиепископ Константинопольский, вселенский отец и учитель Церкви. Родился в христианской семье знатного рода, в 329 году, в Арианзе (его родители, Григорий и Нонна, причислены к лику святых). Умер в 389 году. Получил образование в Афинах. Подвизался вместе с Василием Великим, которого считал своим наставником. Сочинения святителя Григория — слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником достойным истины Христовой. В своих творениях святитель весь обращён к предвечному слову. Православная церковь, называя святителя Григория вторым Богословом и таинником, светлым прописателем Святой Троицы, в Богослужебных песнопениях так обращается к нему: «Богословским языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждою свыше истканною Церковь украсил еси: радуйся, отче, Богословия уме крайнейший».

Евангелие-апракос (греч. aprakos — праздничный) — тексты евангельских чтений расположены по дням недели, начиная от Пасхи.

Евангелие-тетр (греч.) — четвероевангелие.

Ефрем Сирин — святой, сын земледельца из Назибии в Месопотамии. Умер в 373 году. Проповедовал язычникам христианство. Оставил много толкований на Святое Писание и другие сочинения, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего…»

Заставка — орнаментальное книжное украшение находится перед началом произведения, перед отдельными её главами или толкованиями, поучениями и проч.

Изборник Святослава 1073 г. — древнейший из дошедших до нас древнерусский сборник, переписанный по заказу великого князя киевского. Основную часть Изборника занимают «Ответы Анастасия Синаита» — обширный свод выписок из библейских книг и сочинений авторитетных византийских богословов и проповедников.

Изограф — живописец, иконописец.

Инициал (латинское initium — начало) — обыкновенно большие и изукрашенные начальные (заглавные) буквы. В рукописных книгах с их помощью отмечали начало текста, глав, чтений, песнопений и т.п.

Иоанн Лествичник — преподобный. Почитается как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. Родился около 570 года (его родители, Ксенофонт и Мария, причислены к лику святых). Умер в 649 году. Шестнадцати лет пришёл в Синайский монастырь. 19 лет подвизался в монастыре, а потом избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустыню, где провёл 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. В возрасте 75 лет был избран игуменом Синайской обители. Во время управления монастырём была написана знаменитая «Лествица».

Ирмологий нотного пения — нотная богослужебная книга, заключающая в себе ирмосы канонов всех осьми гласов, т.е. полный круг ирмосов на весь год.

Исаак Сирин — преподобный. Жил в VII веке. Вместе со своим братом поступил в монастырь Мар Матфея. Стремясь к безмолвию, преподобный Исаак ушёл из монастыря в затвор. Затем он был возведён на епископскую кафедру города Ниневии. Оставив епископство, удалился в скитскую пустыню. Здесь он жил до смерти, достигнув высокого духовного совершенства.

Каллиграф — тот, кто пишет красиво и чётко, писец.

Канон — одна из форм православной гимнографии, сложившаяся к VIII веку.

Каноник — богослужебная книга, заключающая в себе преимущественно каноны и "Чин, како подобает особь пети дванадесят псалмов".

Киноварь — красная краска, получаемая из сернистой ртути.

Кириллица — одна из славянских азбук, созданная Константином Философом (в монашестве Кирилл), которой мы пользуемася до сих пор.

Книга 16 пророков — одна из книг Ветхого Завета.

Концовка — художественное завершение текста (глав, разделов книги) в виде графического рисунка или воронки.

Кормчая книга (греч. Номоканон) — сборник правил церкви и касающихся её государственных постановлений.

Лествица — произведение преподобного Иоанна Синайского, прозванного Лествичником. Книга эта — руководство для восхождения к духовному совершенству, великое пособие на пути к истине и добру. Примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своём спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво. Степени "Лествицы" — это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое только постепенно может быть достигаемо.

Мачта буквы — в палеографии мачтой называют прямые вертикальные линии букв.

Мефодий Патарский — священномученик. Был епископом г.Потара и Олимпа Ликийского, потом Тира Финикийского. Известен своей борьбой с учениями язычников-философов и с еретическо-христианскими учениями.

Минея — церковная книга с текстами церковных служб, полагающихся на каждый день месяца.

Миниатюра — это живописное изображение, иллюстрировавшее средневековые книги.

Обиход церковного пения — сборник всего круга повседневного богослужебного пения Православной Церкви. Содержит основные песнопения знамённого, греческого и киевского распевов.

Октоих — осьмогласник (октай), церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослужения седмичного круга, распределённые на восемь гласов.

Палеография — вспомогательная историко-филологическая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии. Палеография изучает историю письма, его графики, материалы и орудия письма, а также историю создания памятников письменности.

Пандекты — сборник, морально установленные правила, реализованные в виде маленьких статей.

Патерики — отечник, отечная книга, книга отцов или об отцах; в византийской литературе — сборники, состоящие из кратких рассказов о подвижниках какой-либо христианской обители или из нравоучительных слов этих отцов.

Паримийник (Паремейник) — книга, содержащая паримии. В Древней Руси Паримийники составлялись для богослужения, но употреблялись и в домашнем чтении.

Паримии (греч. — притча, иносказание) — избранное чтение из Священного Писания Ветхого, иногда Нового Завета, которое содержит пророчество о воспоминаемом праздничном событии или прославляемом лице.

Пётр, святой, митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов, живший в Москве. Поставлен на митрополита в 1308 году. В 1309 году переехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. В 1325 году перенёс свою митрополию в Москву. Преставился 21 декабря 1326 года. Мощи его покоятся в Успенском соборе Московского Кремля.

Повесть о Варлааме и Иоасафе — одно из самых распространённых произведений мировой литературы средневековья, известна в переводах более чем на 30 языках народов Азии, Европы и Африки. В основе повести почти сказочный сюжет о благочестивом царевиче Иоасафе, которому звездочёты предсказали будущее великого христианского подвижника. Несмотря на все противодействия, он уходит от своего отца, царя-идолопоклонника, к пустыннику Варлааму и предаётся вместе с ним отшельническому подвигу. После смерти обоих на их могиле происходят чудеса и исцеления.

Полуустав — одна из графических разновидностей древнерусского письма, возникшая в XIV веке и используемая старообрядцами до наших дней («книжное» письмо).

Пролог — один из жанров древнерусской литературы — сборник, содержащий жития святых, назидательные рассказы и поучения, расположенные по дням года.

Псалтырь — часть Библии, книга псалмов.

Пчела — переводной сборник изречений и кратких исторических анекдотов, распространённый в древнерусской книжности. Древнерусская «Пчела» насчитывает 71 главу, каждая глава содержит более 20 изречений и фрагментов, в основном, из античных авторов. Это своеобразный свод этических рекомендаций. В исторических анекдотах содержатся краткие эпизоды из жизни исторических деятелей античной эпохи (Александр Македонский, Леонид из Спарты, Дарий, Артаксеркс, Кир и др.)

Святцы (Месяцеслов) — поимённой перечень святых, чтимых Православной Церковью, составленный по порядку месяцев и дней их чествования.

Сергий Радонежский — преподобный и Богоносный, игумен и чудотворец Радонежский. Основатель Троице-Сергиевой Лавры.

Синтагма — от греч. — нечто соединённое, цельное.

Скоропись — одна из графических разновидностей древнерусского делового (беглого) письма, существовавшая в конце XV–XVII вв.

Стихира — церковное песнопение, вторящее стиху из ветхозаветных книг, обычно Псалтыри. Стихиры получили название от этих стихов. Напев стихир обычно проще напевов прочих песнопений.

Толковая Палея — толкования библейских сказаний, своеобразная энциклопедия богословских знаний и средневековых представлений об устройстве мироздания.

Устав — одна из графических разновидностей древнерусского письма XI–XIV вв., отличающаяся прямым, чётким и тщательным начертанием каждой буквы.

Часослов — книга, содержащая тексты песнопений и молитв для ежедневных церковных служб (часов) в Православной Церкви (служила также книгой для чтения при обучении).