Жегалова Серафима Кузьминична

Из книги:
Жегалова С.К. Русская деревянная резьба XIX века. Украшения крестьянских изб Верхнего Поволжья. Труды Государственного исторического музея / Памятники культуры. Выпуск XXVII. Под ред. Просвиркиной С.К. — М., Советская Россия, 1957


Эта работа даёт принципиально новый материал — историю промысла, развивавшегося в своеобразных условиях экономики и культуры Поволжья, раскрывая вместе с тем условия труда и организации промысла. Изучая в течение ряда лет богатейшую коллекцию архитектурной резьбы в Государственном историческом музее, а также непосредственно типы крестьянских изб в Поволжье, Жегалова Серафима Кузьминична получила возможность сделать ряд ценных выводов: 1) о двух основных типах крестьянских изб в Поволжье, более раннем и последующем, 2) определить конструктивное назначение резных украшений для каждого из этих типов изб, 3) анализируя и сопоставляя многочисленные примеры архитектурной резьбы со стороны своеобразия стиля и трактовки вводных персонажей, автор намечает основные территориальные истоки резьбы, время её происхождения и т.д. Работа Жегаловой Серафимы Кузьминичны содержит богатый материал для дальнейшего изучения одного из многочисленных крестьянских художественных промыслов XVIII–XIX веков в России. Для Государственного исторического музея эта работа является руководством к изучению уникальной коллекции архитектурного резного дерева.

* * *

Среди памятников русского крестьянского зодчества постройки Верхнего Поволжья занимают видное место, издавна выделяясь богатством своих украшений. На широкое распространение архитектурной резьбы, составлявшей, по словам очевидца, «характеристический тип» [«Нижегородский сборник». — Н. Новгород, 1867. Т. II, С. 238–239] крестьянского дома, обратили внимание ещё в начале XIX века; путешественники писали о ней в своих путевых записках, зарисовывали её варианты в свои дорожные альбомы [Гакстгаузен А. Исследования внутренних отношений народной жизни. — М., 1870. С. 197; A.Durand. Album du voyage pittoresque en Russie. — Paris. 1840, рис. 80].

Эти украшения, видоизменяясь, прошли несколько этапов развития: простые узоры сменялись более сложными, техника исполнения становилась высококвалифицированным искусством резьбы.

Примерно с середины XIX века на крестьянских постройках Поволжья начинают распространяться украшения, отличавшиеся высоким уровнем художественного мастерства и значительным своеобразием мотивов орнамента. Сами крестьяне называли такие украшения «судовой» или «корабельной резью», выделив их тем самым из всех других видов резных украшений. Название это не случайно: с давнего времени резьбой такого типа украшались волжские суда.

В конце XIX века начали создаваться первые коллекции образцов архитектурной резьбы. Одним из главных собирателей её являлся Государственный исторический музей (ГИМ). Из частных собирателей выделялся Щукин П.И.; образцы резьбы из его коллекций отличаются высоким уровнем художественного мастерства.

Среди частных собраний особо следует отметить коллекции Голышева И.А. — крестьянина-самоучки, сумевшего оценить и популяризировать искусство своих односельчан. Потомок мастеров известного села Мстёры, он собирал и зарисовывал образцы резьбы в нескольких сёлах Вязниковского уезда Владимирской губернии; часть своих зарисовок Голышев опубликовал. Издание образцов корабельной резьбы на крестьянских постройках — наиболее ранняя из известных нам публикаций в этой области [Голышев И. Памятники старинной резьбы по дереву. Мстёра. — 1876; Образцы указанной резьбы в числе других памятников крестьянского искусства опубликовал Бобринский А. (Народные русские деревянные изделия. — М., 1914). Его издание представляет собой альбом хорошо сделанных иллюстраций с небольшими аннотациями, указывающими местонахождение предмета.].

Несколько деталей архитектурной резьбы имеется в коллекции Демидова Н.А. (одного из потомков крупных промышленников Урала), собранной в Нижегородской губернии.

Эти частные коллекции были переданы в дар Историческому музею.

Существенный недостаток коллекционирования дореволюционного периода — это полное игнорирование исторических и документальных данных о собираемых памятниках. Приобретение вещей через перекупщиков нередко исключало получение элементарных сведений об этих вещах, что затруднило научное изучение коллекций.

Приступая к изучению коллекций, работники Исторического музея занялись преимущественно анализом художественного своеобразия памятников. Первым над этими вопросами работал Воронов В.С. — основатель и заведующий отделом крестьянского быта музея — в 1920-х годах. В своих исследованиях, он останавливается лишь на внешних особенностях резьбы, не затрагивая вопросов её происхождения, бытования, а также исполнения [Воронов В.С. Крестьянское искусство.  — М., 1925; его же. Народная резьба. — М, 1933].

Работу, начатую Вороновым В.С., продолжила Просвиркина С.К. Собранный ею материал помогает установить районы бытования резьбы, её исполнителей и т.д. [В настоящей работе использованы материалы и консультации Просвиркиной С.К.].

Сбором и изучением резьбы занимался не только Исторический музей, но и другие музеи страны. Значительную работу проделал в 1930-х годах Горьковский областной краеведческий музей. Результаты её были опубликованы Званцевым М.П. [Званцев М.П. Домовая резьба. — Изд. Академии архитектуры, 1935]. В его кратком труде, одном из наиболее интересных в этой области, проанализированы художественные особенности резьбы, способы украшения ею жилищ, затрагивается вопрос о мастерах, о технике исполнения резьбы и районах её распространения.

Интерес к резьбе особенно возрос в конце 40-х годов, когда в связи со строительством крупных гидроэлектростанций и образованием огромных водохранилищ в районах Верхнего Поволжья, пришлось перенести ряд прибрежных селений в другие места.

Чтобы вывезти памятники архитектурной резьбы, сюда направили ряд экспедиций. Большую работу проделали Государственный исторический музей совместно с Институтами этнографии и истории искусства Академии наук СССР (1949 и 1950 годы, начальник Маковецкий И.В.), Музей русской архитектуры (1948 год, начальник Бибикова И.М.), Русский и Горьковский краеведческий музеи. В результате коллекции пополнились новыми документальными образцами резьбы, что позволило значительно расширить круг вопросов изучения памятников крестьянского творчества.

Материалы первых двух экспедиций были опубликованы. Маковецкий И.В. в своей книге показал отдельные типы построек Верхнего Поволжья и их украшения, частично осветил вопрос об исполнителях резьбы [Маковецкий И.В. Памятники народного зодчества Верхнего Поволжья. — М., Изд. Академии наук СССР, 1952].

Новые материалы содержатся и в книге Бибиковой и Ковальчука [Бибикова И.М., Ковальчук Н.А. Деревянная резьба крестьянских жилищ Верхнего Поволжья. — М., Искусство, 1954.; В 1952 году в Институте этнографии Академии наук СССР была защищена диссертация Чижиковой Л. «Русское народное жилище Верхнего Поволжья», в которой автор также затрагивает указанную тему].

Преимущественное внимание авторы уделяют искусствоведческому анализу резных украшений. Правда, анализ этот страдает некоторой абстрактностью, так как в нём недостаточно учтено своеобразие конкретной исторической обстановки.

Государственный исторический музей располагает богатой коллекцией судовой резьбы, пока ещё мало изученной в литературе. Между тем эти материалы наряду с большой художественной ценностью позволяют осветить такие вопросы, как, например, происхождение судовой резьбы на крестьянских постройках, причины её широкого распространения в XIX веке, различие её типов в зависимости от районов и времени бытования. Вместе с тем в литературе мало затрагивался вопрос и о конкретных исторических условиях, влиявших на развитие данного искусства в отдельных районах Верхнего Поволжья.

Настоящая работа является попыткой дать систематический обзор коллекций музея, а также частично ответить на поставленные выше вопросы.

Просвиркина С.К.