Самовар. Медь. XVIII век. Городецкий музей
Самовар. Медь. XVIII век.
Городецкий музей

Самовара остался наиболее устойчивым атрибутом домашнего уюта. Русская церемония чаепития создаёт условия для душевного разговора. Самовар всегда стоит в центре стола. Он «добрый» по своему образу — округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. Он отражает в своих боках окружающих его людей и природу, придавая некоторую ирреальность происходящему. Он как бы растворяется в этом отражении, направляя мысль на поиск образа и формы рассказа.

Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития, и его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошёл в каждый дом. Он стал нужен солдату и маршалу, дворянину и крестьянину.

Изготовляли самовары в разных местах: в Петербурге, Москве, Туле, Варшаве, а также в Костроме, Ярославле, Угличе, Владимире, Переяславле, Архангельске, Вятке, на Урале и в других провинциальных городах огромной России. В 1810-е годы самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина , находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год до 3 тысяч штук самоваров, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула. В начале XX века была хорошо известна тульская самоварная фабрика братьев Ломовых, основанная в 1812 году.

Самовар. Латунь. XIX век. Городецкий музей
Самовар. Латунь. XIX век.
Городецкий музей

В 1840–1850-х годах в Туле существовало до 80 фабрик. Выделялись заведения Маликовых, Баташевых, Балашевых, Воронцовых, Леонтьевых, положивших начало целым династиям самоварных фабрикантов.

Во второй половине XIX столетия Тула становится крупнейшим центром производства самоваров, её по праву стали называть самоварной столицей. Появилась и такая поговорка: « Ездить в Тулу со своим самоваром» (т.е. заниматься бесполезным делом).

Устройство самовара просто, как всё гениальное. Он состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда. Его вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой.

Конфорка служит как для установки на ней чайника для заварки и для осуществления тока воздуха. Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается окружающей его воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Через трубу закладывается топливо, разжигается самовар. Топливом служат сосновые шишки, ветки, щепки. Его расход минимален. Для вливания воды снимается крышка сосуда. Для наполнения стакана есть удобный кран с притёртыми поверхностями.

Самовар. Медь, никелировка. XIX век. Городецкий музей
Самовар. Медь, никелировка. XIX век.
Городецкий музей

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса. В XVIII веке самовары были выполнены в рокайльной стилистике или в духе искусства классицизма, в первой половине XIX века — в стиле ампир, во второй половине столетия сказалось влияние русского стиля или его варианта — «византийского» стиля, а также «неоклассики», «неорококо» и др., в начале XX века — искусства модерна.

Нередко самоварные формы XVIII века повторяли традиционный облик русской медной посуды — братин и чаш. Тулово самовара часто украшали пышным чеканным или гравированным орнаментом в стиле барокко или рококо.

Размеры и ёмкости самоваров были от стакана до двадцати литров, чаще — от одного до десяти литров. Самовары второй половины XIX – начала XX века имели самые разные обиходные названия, указывающие на их форму: «банка», «рюмка», «ваза», «жёлудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т.д.

Самовар трактирный. Тульский патронный завод. 1920-е годы. Городецкий музей
Самовар трактирный. Тульский патронный завод. 1920-е годы.
Городецкий музей

Во время чайной церемонии главенствующая роль предоставлялась хозяйке дома или старшей дочери. Они разливали чай, направляли разговор. Возле них стояли чашки, и по мере прибытия гостей, которым позволялось появляться в любое время, они наливали чай, обязательно через ситечко. Если кто-то просил чаю ещё, чашку ополаскивали и вновь наполняли её. Для этого на столе стояла полоскательница. Она чаще находилась под краником самовара. Это большая чаша, входившая в комплект вместе с самоваром и прямоугольным или фигурным подносом.

В XIX веке появился сахар. Он стоил очень дорого. Большие комки сахара раскалывали при помощи железных щипцов-кусачек. Некоторые виртуозы умели с маленьким кусочком сахара, отколотым от сахарной головы (такой сахар был крепче), выпить семь-восемь стаканов чая. До сих пор любители пить чай «вприкуску» откалывают кусочки сахара специальными маленькими щипчиками.

* * *

Почти в каждом нижегородском доме была изразцовая печь. Изразцы изготовляли в городе Балахне Нижегородской губернии.

Самовар переносной. Медь, никелировка. XIX век. Городецкий краеведческий музей
Самовар переносной. Медь, никелировка. XIX век.
Городецкий краеведческий музей

Издавна Балахну прославили мастера кирпичного производства. Каменщики и кирпичники составляли довольно значительную прослойку посадского безработного люда Балахны. По писцовой книге 1674–76 годов значился 131 кирпичник. Балахнинские кирпичники стояли на особом учёте в Московском Приказе Каменных дел и неоднократно привлекались по царским грамотам к «Государевым специальным каменным работам» в разные районы страны. Балахнинский кирпич пользовался большим спросом в строительстве в Нижнем Новгороде и крае.

Огнеупорная глина служила и материалом для изразцов. Изготовление изразцов — трудоёмкая работа. Прежде чем изразец, радуя глаз, засверкает всеми цветами радуги, велась огромная подготовительная работа резчика по дереву. Мастер с большим терпением и упорством воплощал в дереве свой замысел с обратным рисунком. Ему приходилось делать десятки заготовок, прежде чем он добивался на дереве желаемого рисунка. И только тогда мастер переносил его на глину. Сформированные в деревянных формах изразцы высушивали, а затем обжигали.

Изразцы напоминали форму круга, квадрата, ромба, прямоугольника, треугольника. Они были окрашены эмалями разных цветов: белого, голубого, красного, бирюзового, коричневого, синего, жёлтого. Изразцы заделывали в кирпичную кладку, придав им удивительную прочность и долговечность. Многие изразцы украшались фигурами птиц, зверей и фантастичных животных.

Изразцы пользовались большим спросом на Макарьевском и Нижегородском торгах.