Ведерников Александр Семёнович
Ведерников Александр Семёнович
(1898–1975)
Ведерников Александр Семёнович

Живописец-акварелист Ведерников Александр Семёнович родился в Городце в 1898 году. Мальчиком ходил в базарные дни между рядами, где продавались прядильные донца, расписанные городецкой росписью, наблюдал работу маляров. Любовь к русскому народному искусству, зародившаяся в детстве, осталась на всю жизнь.

В 1921–1923 годах учился в художественных мастерских в Нижнем Новгороде, затем в Ленинграде (1924–1928) у Браза О.Э. и Карева А.Е. Участник выставок с 1928 года.

В годы Великой Отечественной войны художник пережив блокаду Ленинграда, эвакуировался в Городец, преподавал в средней школе. С 1945 года он вновь живёт в Ленинграде, каждое лето приезжал в Городец к сестре Ганиной Т.С. Здесь работал над картинами «Городец-на-Волге», «Канал и шлюзы Горьконской ГЭС», «Горьковский мост через Волгу» и другие.

В становлении мастера особое место принадлежит французской школе живописи, прежде всего импрессионистам и постимпрессионистам, к искусству которых он испытывал пристальный интерес. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые полотна. Работал преимущественно в графических техниках (карандашный рисунок, акварель, цветная литография). Ведерников охотно обращался к изображению берегов, водной поверхности, тумана. Стиль Ведерникова характеризуется использованием быстрого письма, использованием прозрачных, серебристых и мягких тонов, размытых контуров. Часто писал вид из окна своей мастерской и по воспоминанию.

У Волги. 1958
У Волги.
1958 год

В 1954 году Ведерников А.С. защитил диплом на графическом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина с присвоением звания художника-графика. Дипломная работа — серия акварелей «Пейзажи Ленинграда и Волги».

Часть пейзажей и натюрмортов выполнены в буроватой гамме: в сероватом мареве идут чёрные баржи и белые пароходы по Волге. Другая часть, где побольше красок, стилистически напоминает Матисса. В немудрёных и безыдейных сюжетах разлито ощущение счастья, и даже в пасмурной картине есть предчувствие солнца и света. Ощущение счастья рождается из свободы, не ограниченной ничем, кроме собственных художнических возможностей.

Судьба Ведерникова А.С. сложилась относительно удачно: его имя не склоняли в газете «Правда», как имена «художников-пачкунов», его работы не уничтожали в Союзе художников.

Картины Ведерникова А.С. экспонировались в Лондоне в 1929 году. Персональная выставка проходила в Ленинграде в 1945 году. Работы художника находятся во многих музеях и частных коллекциях.