Содержание материала


Музейный комплекс Городца известен богатыми коллекциями декоративно-прикладного искусства. Гостей города неизменно привлекает городецкая роспись, резьба, глиняная и деревянная игрушка, печатные пряники, золотное шитьё. Особое восхищение вызывают две работы, стоящие особняком от других произведений народных мастеров — это резные шкафы Токарева-Казарина Григория Евдокимовича (1853–1921). К сожалению, даты изготовления их не сохранились, но оба поступили в музей за год до смерти автора. Первый шкаф («исторический») экспонируется в Краеведческом музее, второй («религиозный») — в музее «Городецкий пряник».

Художественное достоинство экспонатов очевидно даже неискушённому зрителю. Их автора отличают неповторимый стиль, смелость замысла, любовь к истории и глубокая эрудиция. Шкафы Токарева-Казарина искусно украшены резными сюжетными картинами с подкраской, именами и инициалами исторических героев, даже литературными цитатами. Эти работы так необычны, что рядом с ними трудно поставить другие образцы русской кустарной мебели.

Первая публикации сотрудников Городецкого музея о произведениях Токарева-Казарина Г.Е. была в 2003 году в районной газете и касалась шкафа «исторического», т.к. другая работа мастера (застеклённая горка) в то время была в запасниках.

Шкаф Токарева-Казарина Г.Е. Размеры: 228 х 104 х 65 см. ГИХМК. ГРМ 486
Шкаф Токарева-Казарина Г.Е.
Размеры: 228 х 104 х 65 см. ГИХМК. ГРМ 486
«Главная тема сюжетных картин на шкафу, выставленном в Краеведческом музее — это мировая и отечественная история: её события, выдающиеся деятели, иллюстрации к литературным произведениям. Эти резные картины расположены в несколько ярусов по всей высоте шкафа. Для лучшего прочтения каждую из них мастер пометил резными инициалами.

На дверце и боковых стенках в нижнем ряду красуются портреты знаменитых русских полководцев, князей и царей: Ермака Тимофеевича (ЕТ), Василия Шуйского (ВШ), Дмитрия Донского (ДД), царей Михаила Фёдоровича Романова (МФ) и Ивана Грозного (ЦГ). Над ними располагаются изображения событий мировой истории. Так, всадница на коне в средневековом городе — это французская героиня Жанна де Арк (инициалы АД). Воины в касках и латах, сражающиеся с арабами, а также инициалы ИР — всё говорит о том, что здесь показана испанская Реконкиста. В верхней половине дверцы шкафа следующая картина: варвары на улицах античного города — очевидно, нашествие на Рим полчищ Алариха. Об этом можно догадаться по скульптуре Капитолийской волчицы, а также по инициалам АВ («Аларих», «варвары»). Рядом — ещё одна интересная картина… (судя по инициалам СТ и сюжету — разбойничий поход Стеньки Разина “за зипунами” на Каспий — А.Е.).

Последняя картина в верхнем ряду шкафа опять посвящена древней истории. Перед нами восточные воины, командует которыми всадник в необычном доспехе, со шлемом, увенчанным змеем. Что же хотел изобразить мастер? Инициалы ПГ подсказывают нам, что это “Поход Ганнибала”. Значит, на коне — знаменитый африканский полководец, а восточные воины — это карфагеняне.

Токарев-Казарин украсил богатой резьбой не только створки и дверку шкафа, но и его грани. На них размещены маленькие портреты-бюсты киевских, владимирских и московских князей. Целая генеалогия Рюриковичей! Каждый персонаж подписан по имени: «Владимир», «Святослав», «Ольга», «Игорь», «Олег» и другие. Некоторые имеют характерные портреты. Так, Святослав с пышными свисающими усами похож на запорожского казака, покоритель Царьграда Олег — в воинском шлеме, а равноапостольный князь Владимир — с крестом на груди. Не менее интересные картины и на нижней половине шкафа. Все они посвящены истории России XVI–XVII веков: бой Ермака с татарами, Казанское царство, вступление ополчения Минина и Пожарского в Москву, картины-иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, к роману М.Н. Загоскина о Смутном времени «Юрий Милославский», а также другие интересные сюжеты.

Наконец, венчает шкаф резное фигурное навершие. В центре его изображено обращение Козьмы Минина к князю Пожарскому… В общем, не шкаф, а целая иллюстрированная энциклопедия мировой истории!»

[См.: Яковлева С.А. Не шкаф — живая история // Городецкий вестник — 7 августа 2003. № 13252]

Спустя пять лет после выхода этой статьи о творчестве городецкого резчика написал столичный журнал «Восточный свет» [Яковлева С.А., Макеева М.А. Шкафы, открывающие мир // Восточный свет — 2004. № 8. С. 30–44].

За годы жизни в музее шкафы Токарева-Казарина завоевали огромную любовь. Ни одна экскурсия, даже самая краткая, не обходится без их показа. При этом экскурсоводы упоминали, что мастер исполнил не два, а три резных шкафа. Но судьба последнего — неизвестна. Он уехал из Городца вместе с покупателем в начале XX века и канул в Лету. Казалось, его следы потеряны навсегда.

Однако не хотелось верить, что работа такого талантливого мастера пропала. Была надежда, что шкаф сохранился в частном или музейном собрании и ждёт момента для своей публикации.