О попе и его работнике Балде
О попе и его
работнике Балде

В фондах Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино» есть художественные работы мастеров городецкой росписи на пушкинские мотивы. Работы известных городецких художниц Соколовой А.В., Беспаловой Л.Ф., Кубаткиной Л.А., Касатовой Ф.Н. и других писались в 1995–96 годах и были отправлены в Болдино, где в то время открывался музей пушкинских сказок.

О попе и его работнике Балде
О попе и его
работнике Балде


О царе Салтане
О царе Салтане

Органично вплетаются пушкинские сюжеты в городецкую роспись. Вот под дубом у лукоморья присел сам поэт, прислонившись спиной к золотой цепи, по которой идёт типичный для городецкой росписи кот. На щитах витязей прекрасных расцвели городецкие розы, а пышная крона дуба плавно переходит в сказочный цветочный узор.

«Сказка о мёртвой царевне». И мы видим, как на тонконогом городецком коне с лебединой шеей королевич Елисей увозит царевну из темноты к свету. «Сказка о рыбаке и рыбке». «За столом сидит она (старуха) царицей…, заморское вино заедает пряником печатным». К столу ведёт лестница, из городецкой сюжетной росписи, у подножия её свернулись коты, а по краям цветут городецкие розы.

О золотом петушке
О золотом петушке

О мертвой царевне и 7 богатырях
О мертвой царевне
и 7 богатырях

Совершенно меняется колорит красок в панно Касатовой Ф.Н. «Сказка о Золотом петушке». Появляется больше знойного оранжево-золотистого цвета, восточные мотивы одежды, раскосые глаза шамаханской царицы и ещё раз удивляешься, сколь разнообразна и выразительна городецкая роспись.

Сказочные сюжеты сменяются одни другими, словно разглядываешь прекрасно иллюстрированную книгу пушкинских сказок.

Со временем меняется манера письма художниц, а вот сюжеты пушкинские в городецкой росписи присутствуют и по сей день, видимо, корни у сказок и у росписи одни — народные.

Интересны работы нижегородской художницы, члена Союза художников Воскресенской Л.Н. Художница использует особенности старинной городецкой росписи, отсюда приглушённые краски, неяркое разживление купавок и роз, несколько иная манера построения композиции. Налёт старины придаёт её работам поэтичность и особый колорит.

Постоянно действующая в музее-заповеднике «Болдино» выставка городецкой росписи перекидывает мостик между двумя исторически значимыми городами Нижегородской области, сближает их и роднит.

2005 год