В ионописной мастерской

грамота Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

С благословения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая в 1995 году создана иконописная мастерская (руководитель Карасёв Николай Николаевич), возрождившая иконопись в древнем Городце. Возрождение — это не только и не столько освоение древних технологий, традиций постижение секретов старых мастеров и рост мастерства, но в первую очередь оцерковление иконописцев, пришедших к православной вере через икону. Это воспитание нового поколения иконописцев, окончивших воскресную школу и пришедших постигать труднейшую азбуку иконописания.

В год 2000-летия Рождества Христова иконописная мастерская была отмечена Грамотой Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и принята в состав Патриарших мастерских.

выставка икон

Сначала никто не представлял сложность и многогранность этой работы. Глядя на старые иконы, рука тянулась поправить неточности. Потом пришло понимание, что главное в иконе — её духовное наполнение. Если писать без молитвы, без веры — получится обычное декоративное панно. А вот иконы, написанные городчанами в XVIII–XIX веках просты по цвету, не кричащи, поскольку писались не для украшения, а для души.

Старые мастера берегли свои тайны, и в литературе можно наткнуться на фразу: «об остальном спроси у своего учителя». Городчанам, лишённым наставников, приходилось действовать методом проб и ошибок.

Технология изготовления иконы полностью исключает применение современных материалов. Желатин, спирт, воск — только натуральные продукты используются в современной городецкой иконописи. Краски перетираются с яичным желтком, сусальное золото кладётся на водку. Покрывается икона «сваренным» на солнце льняным маслом. В мае–июне его ставят в стеклянных ёмкостях на подоконник, накрывают стеклом и оставляют на 40 дней, пока не станет масло прозрачным и густым. Покрытая таким маслом икона высохнет, «встанет» как говорят иконописцы, только через год, но уже не потемнеет и сохранит свои цвета.

Карасёв Николай Николаевич

икона на камне Спас Нерукотворный. Васильева Н.А.
икона на камне
Спас Нерукотворный.

Васильева Н.А.

Иконы «Святой Апостол Матфей» (иконописец Карасёв Н.Н.), «Спас Нерукотворный» (Васильева Н.А.), «Святая Троица» (Шашкова Е.Д.), «Покров Пресвятой Богородицы» (Скворцова С.В.), «Чудо Святого Георгия о змии» (Ворожейкина Г.Н.). Современная городецкая иконопись позволяет глубже понять нашу православную культуру, место человека в этом мире. Ведь икона, по утверждению иерархов церкви, это «книга, написанная не буквами, а красками», это «окно в Царство Небесное». У каждого иконописца свой, неповторимый почерк.

В мастерской лики святых пишут на дереве и камне, ещё создают на заказ резные иконы. Резная икона не отвергается православной церковью. Вырезать икону, как и писать, нужно с верой, и естественно, не все готовы к этому.

Делаются иконы-складни с элементами резьбы на внешней стороне. То есть в закрытом состоянии складень украшен резьбой, а раскрываешь — там живописное изображение. Это наиболее удачное сочетание, объединяющее православные традиции и современность.

Сотрудники Городецкого краеведческого музея нашли в запасниках небольшой камушек, на котором была написана икона «Чудо Георгия о Змие». Попробовали — получилось. Немного изменили технологию: стали наносить изображение не на сырой камень, а на отшлифованную лицевую поверхность, чтобы удобнее было писать.

Икону на камне не поставишь в церкви, она личная — небольшая по размеру, воспринимается как подарок. Вообще, любая икона — это святой образ, который пишется для моления. Одни применяют икону для украшения интерьера, другие — для спасения души.

— Конечно, иконы, которые писали иконописцы старой городецкой школы, не воссоздать, — считает Николай Николаевич. — Ведь у каждого художника свой жизненный опыт. Те иконы неповторимы, как неповторимы творения Андрея Рублёва — ими можно восхищаться, стремиться к ним, как к цели, но этой цели нельзя достигнуть…