Из книги:
Ведерникова Л.В. Балахнинское кружево. — Нижний Новгород: «Литера», 2010. — 144 с., 20 л. ил.


Кружева сначала использовались в качестве отделки, затем стали изготовляться в виде полотен, как ткани или другие виды текстиля, и, наконец, отдельными изделиями: накидками, покрывалами, занавесками и многими другими предметами быта. Превращение кружева из детали отделки в самостоятельное изделие, знаменующее расцвет кружев в Европе XVII–XVIII веков — достаточно очевидный факт в истории европейской культуры. Но этого нельзя сказать о происхождении кружева вообще, о месте и причинах такого позднего зарождения оригинального вида прикладного искусства. Вопрос о том, какую страну Европы можно назвать родиной кружевоплетения, не решён до сих пор. Сведения о кружеве дошли до нас из глубочайшей древности. Уже в Библии говорится о лёгких, прозрачных, богато вышитых тканях, напоминающих кружевные, которыми украшали храмы и одежды священнослужителей. На некоторых египетских мумиях встречается одежда с сетчатой каймой и вышитым по ней узором. Но кружево особенно широко распространилось во времена перехода от Средневековья к Новому времени, когда стал изменяться и образ жизни человека, и образ его мышления.

Одни исследователи считают, что увлечение кружевом не обошлось без влияния культуры Востока, где всегда как дополнение к одежде использовались пёстрые и разнообразные украшения. Примером может служить украшение одежды цветной зубчатой отделкой. Такая отделка на рукавах одежды, особенно на сорочках, предшествовала кружеву, постепенно стал распространяться обычай вырабатывать из ткани двойную мережку, использовать отделку позументом, затем для украшения одежды стало применяться кружево, выполненное в различных техниках. Многие кружевные узоры напоминают персидский и индийский текстиль.

Другие исследователи отвергают восточное происхождение кружева на том основании, что такое легкое, грациозное искусство, как кружевоплетение, могло быть создано только художественной культурой эпохи европейского Возрождения. «Кружево – это дитя радостного, богатого художественными произведениями времени Возрождения в Италии», — полагал один из авторитетных специалистов по истории западноевропейского кружева Альберт Ильг. С другой стороны, не менее убедительным представляется мнение, что кружево постепенно вырабатывалось из вышивок, которыми так любили украшать свои одежды все народы во все времена, а также из исполнения вышивок по сетчатой ткани. Работы с выдернутыми из полотна нитками давно были известны на Востоке; на этом, вероятно, и основано мнение о восточном происхождении кружева. Таким видом ремесла и поныне много занимаются турецкие женщины; да и у нас в России распространена подобная разновидность вышивки по выдернутому полотну, её называют кружевной строчкой, известно было и кружевоплетение.

В народном сознании кружево всегда ассоциировалось с изысканно-тонкой, особой красотой. В русской народной сказке «Василиса Прекрасная» есть упоминание о плетении кружева: мачеха дала задание одной из девушек сплести за ночь кружево, а блестящие головки металлических булавок должны были светить ей во время работы.