Все знают сказку Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек» — волшебную, загадочную. Ну как, скажите, найти цветок, краше которого нет на белом свете? Как его узнать? И разве можно сравнивать по красоте, например, орхидею и колокольчик?

Помню мультфильм из далёкого детства, снятый по этой сказке ещё в пятидесятых. В нём художник решил проблему исключительности цветочка с помощь исходящего от него сияния. Но ведь в самой сказке об этом нет ни слова. То есть купец выбрал цветик своим внутренним чутьём: сердце подсказало, что именно в нём — судьба его любимой дочери.

Вот и свою судьбу важно почувствовать, угадать. Не всем удаётся. Но ведь есть же счастливые люди!

Беспалова Лилия Фёдоровна
Беспалова
Лилия Фёдоровна


Касатова Фаина Никифоровна
Касатова
Фаина Никифоровна


Кубаткина Лидия Александровна
Кубаткина
Лидия Александровна

Три наших славных художницы — Лилия Фёдоровна Беспалова, Фаина Никифоровна Касатова и Лидия Александровна Кубаткина — всю свою жизнь отдали городецкой росписи и сумели её возродить вместе со своим учителем Аристархом Евстафьевичем Коноваловым. Именно он когда-то разглядел в практически ничего не умеющих девчонках будущих художниц, что прославят наш край на весь мир.

Члены союза художников России, участницы многочисленных выставок, в том числе международных, Заслуженные художники Российской Федерации, лауреаты Государственной премии имени И.Е. Репина… Да что там говорить — гордость земли городецкой, её достояние на все времена. Впору возгордиться, почувствовать себя классиками. А пред нами — простые русские женщины, милые, скромные, улыбчивые. Труженицы, мамы, бабушки. И прошлое — трудное, послевоенное — вспоминают так же просто, без лишнего трагизма.

— Нас у мамы было четверо, отец погиб на войне, — рассказывает Лилия Фёдоровна Беспалова. — Жили трудно. Мама привела нас в Курцево к Аристарху Евстафьевичу Коновалову — он набирал девушек для обучения росписи.

— Возьми моих девчонок, — попросила мама.

— А чего они умеют?

— Да ничего…

Смотрю: он рисует на дощечке ромашки. Я как увидела — сердце замерло, до чего хочется попробовать нарисовать такую ромашку.

— Давай, — говорит, — бери кисточку-то…

Взяла — ляпок. Ничего не получается.

— Ну, научишься, — говорит Аристарх Евстафьевич.

Лиля познавала азы росписи в Семёнове, а потом вместе с сестрой стала работать в Курцеве. До работы идти далече — семь километров туда, да семь обратно. Зимой девчонки шли и в метель, и в пургу, застревали в сугробах, но не дай бог опоздать… Прежде чем расписать стульчик, надо было его зашпаклевать, ошкурить, покрасить, ещё раз ошкурить и покрасить и только потом расписать. Угодить Коновалову было нелегко. Лилия Фёдоровна вспоминает:

— Бывало, подойдёт, посмотрит. По лицу вижу, что не нравится. «Ты чего в сторону увела? Надо прямо», — говорит. Раз пальцем по рисунку крест накрест… Реви — не реви, а надо начинать всё по новой… Мы с сестрой учились вместе, заработали в первый месяц 24 рубля, а что на них купишь? Ну, макарон, хлебца…

Вот так поработали в Курцеве шесть лет, а потом я вышла замуж. Хотела увольняться, и Аристарх Евстафьевич повёз меня в Слободу, на мебельную фабрику. В столярном цехе в какой-то каморочке дали мне столик, принесли доски. Расписала конями, и дело пошло… Потом приехали Соколова, Столесникова… Через какое-то время нас стало уже семь человек…

Беспалова Л.Ф. «Чаепитие»
Беспалова Л.Ф.
«Чаепитие»


Касатова Ф.Н. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 1986
Касатова Ф.Н.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 1986


Кубаткина Л.А. «Гуляние», 1999
Кубаткина Л.А.
«Гуляние», 1999


Так возрождался один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Недаром один из французских искусствоведов сказал, что такие вещи должны находиться в Лувре.

Впрочем, им и у нас совсем не плохо. Не поленитесь — посетите выставку в краеведческом. Составленная из работ, хранящихся в собраниях музея и фабрики «Городецкая роспись», а также в коллекциях художниц, она доставит вам настоящее наслаждение. Пронизанная солнцем, вобравшая в себя все краски тёплого лета, выставка подарит вам радость жизни на нашей прекрасной земле среди добрых людей и в полной гармонии с природой.

Гулянья, народные праздники, катание на тройке… Традиционные сюжеты каждая из художниц раскрывает по-своему, у каждой своя манера письма. «Новогодний огонёк», «Чаепитие», «Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках» Фаины Касатовой, «Зимушка», «Памяти А.С. Пушкина…», «Посиделки» Лилии Беспаловой, «В тёмную ночь», «Гулянье», «Я прохожу, а у колодца судачат бабы про меня» Лидии Кубаткиной… Даже в названиях мы видим широту восприятия мира, богатство сюжетов, и это тоже признак настоящего мастерства. Лидия Александровна Кубаткина рассказала, что на фабрику поступали заказы самые разные — например, написать охоту или рыбалку — а это всегда интересно. В год юбилея Пушкина было создано немало замечательных работ по его произведениям — целая расписная пушкиниана.

Главный художник фабрики «Городецкая роспись» Наталья Семёновна Приваловская отметила, что с семидесятых годов в экспериментальной лаборатории предприятия создано более полутора тысяч новых изделий, выставочных образцов, и это, в первую очередь, благодаря нашим художницам. Их уникальные произведения радуют не только городчан и жителей нашей страны, но и знатоков народного искусства за рубежом. По-настоящему щедрые люди, они воспитали множество учеников — и работников фабрики, и школьников. Так, например, Почётный гражданин г. Городца Фаина Никифоровна Касатова, первая художница экспериментальной лаборатории, всегда была прекрасным преподавателем, 22 года (!) вела кружок росписи в школе № 13.

– Такого нигде больше нет, — сказал известный журналист, Почётный гражданин Городецкого района Сергей Петрович Чуянов. — Всю жизнь эти талантливые женщины учились у природы, учились у жизни, трудились как пчёлки. Они писали то, что видели вокруг, и увиденное вылилось в изумительную красоту. Хочу сказать очень важную вещь. У нас есть памятник российскому купечеству, сословию весьма уважаемому. Но у нас нет памятника городецким мастерам — безвестным и знаменитым, которые создали и продолжают создавать славу городецкой земле. Надо, чтобы он появился.