В 30-е годы XX века артель из мастеров работала над панно в сюжетах городецкой росписи, но уже в обновлённых событиях современной жизни: всадники в красноармейской форме, самолёты — Мазин И.А., начало колхозной жизни — Краснояров Ф.С, изба-читальня, темы «Зоопарк» и «Чтение Конституции» — Крюков.

В 50-е годы потомственный мастер городецкой росписи Коновалов А.Е. при помощи Института художественной промышленности в лице искусствоведа-исследователя Вишневской В.М. создал фабрику «Городецкая роспись». Художники института Архипова З.А. и Воронцова Е.И. разработали ассортимент детской мебели: сундучки-укладки, столы, стульчики, коня-качалку, настенные полочки, шкафчики, украшенные растительным орнаментом с включением изображений птиц. Роспись исполнялась масляными красками.

В конце 60-х годов под руководством искусствоведа Некрасовой М.А. художники института Бабаева А.В. и Никольский разработали для промысла серию посудных изделий на токарной основе и декоративных вещей на основе гнутых конструкций из шпона. Была предпринята попытка возрождения городецкой росписи в технике клеевых и темперных красок, позволяющих достигать тонкого живописного эффекта. В результате городецкие мастера создали интересные варианты росписи.

Панно «Добро пожаловать в Городец». Деревянко Вера Владимировна
Панно «Добро пожаловать в Городец».
Деревянко Вера Владимировна

В конце 70-х годов художники пробовали выйти на ассортимент с мотивами сюжетной росписи. В 1978 году на фабрике прошёл творческий семинар, целиком посвящённый созданию сюжетной росписи на изделиях. Руководителями семинара были искусствовед НИИХП Супрун Л.Я. и художник Бабаева А.В. Были созданы выразительные композиции на сказочные и бытовые темы, среди которых наиболее удачная компазиция Соколовой А.В. «Барышня-крестьянка» по произведению Пушкина А.С.

После этого семинара в самостоятельных композициях городецких художников появились темы былин, сказаний, русских песен, где фрагментарно присутствовали элементы архитектуры: крепостные стены, главки церквей и часовен.

Журнальный столик «Чу! Идёт, пришла желанная». Шмелёва Надежда Александровна
Журнальный столик «Чу! Идёт, пришла желанная». Шмелёва Надежда Александровна

Следующей большой творческой находкой для художников Городца стали композиции росписи и резьбы «Городецкие фантазии на тему Царицино».

Это был двухгодичный творческий семинар, возглавляемый со стороны музея-заповедника Царицино сотрудником этого музея заслуженным деятелем искусств России Максимовым Ю.В., а со стороны фабрики «Городецкая роспись» — главным художником Соколовой А.В.

Методика семинара предусматривала неоднократные посещения художниками фабрики дворцово-паркового ансамбля Царицино в Москве, создание ими зарисовок дворцовых построек, посещение этих дворцов, прослушивание лекций научных сотрудников музея о истории возникновения дворцово-паркового ансамбля. Участниками этого семинара были: Соколова А., Касатова Ф., Кубаткина, Беспалова Л., Рукина Т., Черткова В., Деревянко В., Колесникова В., Приваловская и резчик по дереву Андрей Яковлевич Колов.

В результате художниками было создано 80 авторских работ: сундучки-укладки, ларцы, шкатулки, панно различных форм, на которых изображены были баженовские дворцы, арочный мост и т.д. Выразительным было также резное панно Андрея Колова «Виноградные ворота».

В росписях были изображены сцены прогулок и выезды карет в разные эпохи: XVIII века и века XX. Все эти произведения были приобретены музеем и используются в его экспозициях во дворцах, а также на выставках за рубежом (Франция, Англия, Канада, Германия и т.д.).

Материалы семинара были неоднократно опубликованы в журналах «Наше наследие», «Юный художник», в газете «Московский художник», был издан комплект открыток «Городецкие фантазии на тему Царицино», которые были мгновенно раскуплены в киоске музея.

Тема Царицино в традициях городецкой росписи продолжены в работах студентов-дипломников Московского Государственного областного университета.

Они много и с увлечением рисовали баженовские дворцы, виноградные ворота, арочный мост. Техника рисунков была разнообразной: карандашные наброски, рисунки пером и сангиной, рисунки смешанной техники пастели и фломастров. Аллеи парка, деревья, просветы водяной глади прудов сковзь листву изображались чаще всего акварелью и гуашью.

Семестровый просмотр рисунков на тему «Царицино», их разнообразие вызвали одобрение учёного совета факультета изобразительного искусства и народных ремёсел.

Теперь предстоял новый этап работы — всё увиденное предстояло перевести в изобразительные мотивы городецкой росписи.

Университетом были организованы командировки дипломников в Городец для ознакомления с богатейшими фондами городецкого краеведческого музея (инкрустированные и расписные донца прялок, мочесники, детские стульчики, панно и т.д.).

Здесь студенты делали зарисовки понравившихся произведений, беседовали с сотрудниками музея о зарождении городецкого промысла. Побывали они и на предприятии «Городецкая роспись». Состоялась экскурсия в ассортиментный кабинет, в котором собраны многочисленные образцы столярных и токарных форм с городецкой росписью, игрушки и знаменитые кони-качалки.

В цехах предприятия главный художник предприятия Соколова Александра Васильевна познакомила студентов с последовательностью изготовления и росписью изделий.

На тему «Царицино» были выполнены дипломы: панно круглые «Прогулка по арочному мосту в карете и пешком в костюмах XVIII века» (автор Толонкова Екатерина), ларец для рукоделия «Прялочные посиделки» (автор Псарёва Людмила), панно «Фотография на память на фоне виноградных ворот» (автор Михайлова Екатерина). Все дипломы аттестационной комиссией оценены на отлично.

Кроме темы «Царицыно» дипломники разрабатывали в технике сюжетной и цветочной росписи Городца композиции, посвящённые юбилею Пушкина А.С. (панно, плакетки, шкатулочки, комплекты для кухни в виде братины, кружек, стоящих на подносе, разделочных досок).

Комиссия высоко оценила дипломный проект студентки Левиной Елены, создавшей ансамбль для детской комнаты, включающий круглый столик и два стула, а также сказочно красивое настенное панно «Чудо-дерево». Живопись исполнена сочным городецким мазком, декоративна по цветовому решению, излучает солнечную радость.

Дипломы многих студентов были опубликованы в журналах «Народное творчество» и «Школа и производство».