Искусство есть отражение действительности, попытка мастера запечатлеть и увековечить краткий миг красоты окружающего нас мира и предложить его зрителям в виде своего творения.

Золотая хохлома
Золотая хохлома

Золотая хохлома
Золотая хохлома

Клубничка
Клубничка

Цветы хохломы
Цветы хохломы

Хохлома
Хохлома
Загадочная хохлома
Загадочная хохлома

Чёрная смородина
Чёрная смородина

Хохлома
Хохлома

Цветы хохломы
Цветы хохломы

Яблочки
Яблочки

В хохломской росписи в качестве материальных объектов используется посуда, кухонная утварь и элементы сервировки стола. Посуде, кстати, большое внимание уделяется и в других художественных ремёслах: всем известны фарфор из Гжели, подносы из Жостова, хрусталь из Гусь-Хрустального… Вряд ли мастера своим творчеством улучшали аппетит наших предков, скорее они пытались придать обычным занятиям элемент новизны, своеобразную праздничность. А в древности, когда практически вся жизнедеятельность людей была пропитана магией и даже приём пищи являлся не только физическим, но и духовным актом, изображения на предметах материального быта людей часто носили сакральный характер, выражали представления об организации мира, служили оберегами от «чужих» духов, злых сил. Искусство пронизывало повседневную реальность, художественные и бытовые качества предметов были неотделимы друг от друга. Со временем многие из таких предметов стали объектами искусства, утеряв своё магическое и бытовое значение, но благодаря традиционности декоративно-прикладного искусства сохранили отголоски древнейшей культуры. Так, яйцо у многих народов мира являлось мифо-эпическим символом (из него появлялась вселенная, бог-творец, герой-демиург). У славянских народов этот символ перешёл из языческих ритуалов в элемент христианской обрядности, а в конце XIX века из-под руки немецкого ювелира Карла Фаберже вышли пасхальные яйца, явившиеся миру как великие произведения искусства.

Каждому временному пласту, эпохе соответствуют свои материальные объекты. Дубина человека первобытного, шпага дворянина или компьютер и сотовый телефон современного человека — наглядное тому подтверждение. Однако вследствие новизны материальные атрибуты наших современников ещё не вовлечены в художественный процесс, не охвачены культурной парадигмой. Было бы неправильно считать, что современному искусству это неинтересно. Скорее всего, утилитарность использования компьютеров и других инструментов современности не требует художественной огранки. Вероятно, должны пройти десятилетия, прежде чем процесс художественного украшения затронет и эту область человеческой деятельности.

Для ускорения этого процесса мы и предприняли робкую попытку перенести достижения традиционных русских ремёсел на компьютерные аксессуары: мыши, клавиатуры, колонки, мониторы и системные блоки. Имеющиеся образцы можно условно разделить на четыре направления: хохломскую, городецкую, авторскую роспись и роспись по заказу.

Хохломская роспись

Хохломская роспись по дереву, как русский народный художественный промысел возникла во второй половине XVII века на территории современного Ковернинского района Нижегородской области; название промыслу дало торговое село Хохлома той же области — центр сбыта художественных изделий. Для этой росписи свойственна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Поверхность выточенных из дерева предметов (преимущественно посуды) грунтовалась раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (иногда — алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма. Затем изделие покрывалось лаком из льняного масла (ныне — синтетическим) и закалялось в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи — «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

Букет сирени (мышь, коврик)
Букет сирени (мышь, коврик)

Триптих 'Деисус'
Триптих 'Деисус'

Городецкая роспись

Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородской области. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Большинство окрестных жителей с давних времён слыло искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый широкий простор для деятельности был у мастеров по дереву — резчиков, плотников, столяров. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали — во многом благодаря забавным расписным сюжетам на донце. После окончания работы такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и другие предметы быта.

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с любой другой — так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без жизненных сюжетов: кавалеров и дам, птиц, лошадей, пышных гирлянд, букетов цветов.

Раньше в городецкой росписи применялись яичные краски, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и чёрных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширив цветовую гамму; они уже не расписывают донца прялок, но технология росписи осталась такой же, как и много лет тому назад, и те же образы и мотивы присутствуют в их работах.

Авторская роспись

Авторская роспись не имеет особых правил, она свободна от ограничений, налагаемых той или иной традицией. Этот вид работ как никакой другой позволяет выразить душевное состояние художника.

Хочется отметить авторскую работу по нанесению на компьютерную клавиатуру покрытия из натуральной бересты.

Такую клавиатуру по праву можно назвать экологически чистой. Выжженные на бересте символы намного долговечнее обычной краски, нанесённой на обычную клавиатуру. Клавиатуру из бересты можно мыть, даже с шампунем. Да и тактильные ощущения от соприкосновения с клавишами очень приятны.

* * *

С одной стороны, это сохранение русской культуры художественного промысла, интерес к которой в условиях техногенной цивилизации остаётся только у заезжих иностранцев. С другой — развитие художественного промысла с использованием современных красок и технологий их нанесения, с полным отражением нынешней жизни и культуры. Современный мир отличают новые поверья — например, изображение старинной руны на системном блоке послужит оберегом от поломок вашего процессора, листья экзотического растения, нарисованные на рамке монитора, защитят его от сглаза и т.д. Каждая хорошая шутка несёт с собой что-то полезное.

Изо дня в день в своей жизни мы имеем дело со множеством предметов, и компьютер и сотовый телефон занимают не последнее место среди них. Украсив их старинной и современной росписью, мы сделаем свою жизнь ярче, придадим ей новые ощущения.

PCWEEK russian edition,
19 августа 2003 года