«Сорок зайчиков — зайчат звонко лапками стучат…» Ответ на эту ласковую загадку прост: коклюшки — маленькие палочки, позволяющие создавать большое искусство кружевоплетения.

Промысел этот древний известен с XIII–XV веков, а у наших соседей в Балахне он появился в начале XVIII века. Появился и прижился — к XIX веку Балахна становится кружевным центром всей Нижегородской губернии.

Помните известную картину В.А. Тропинина «Кружевница»? На минуту оторвавшись от работы, на вас смотрит миловидная девушка — круглолицая и, кажется, вся излучающая здоровье. Глядя на неё, трудно поверить, что труд кружевниц в старину был сродни каторжному. Работали по 14-18 часов и, конечно же, слепли — большая часть женщин старой Балахны носили очки. А заработок никогда не был велик, потому что сбыт продукции полностью находился в руках скупщиков, которые платили трудолюбивым мастерицам копейки.

Коклюшки
Коклюшки

Сколько несправедливости в этом мире! Кому-то носить верх красоты — кружевное платье на голубом атласе, а кому-то не спать ночей, создавая это чудо…

Своим промыслом Балахна прославилась на весь мир: кружевами, сплетёнными особым «балахнинским манером», любовались Москва и Париж, Лондон и Вена. Кружевницы гордо говорили: «Против наших балахнинских кружев не найдете лучше ни в одной губернии, хоть сейчас подите на ярмарку и посравните».

Чудо объяснить невозможно. Когда за станком работает мастерица, когда замелькают, закружатся в её руках коклюшки, выстукивая какую-то восточную тихую мелодию, хочется понять, как без математических схем и помощи компьютера возникают сложнейшие узоры, т.е. рождается гармония, которую не проверить алгеброй — ею можно только наслаждаться.