Лебедев В.К., нач. XX в.
Лебедев В.К., начало XX века

Городецкая живопись, больше известная как городецкая роспись, родина которой Среднее Поволжье, – одно из наиболее ярких самобытных явлений в народном искусстве XIX и первой половины XX века. Ещё в глубокой древности целые деревни на реке Узоле занимались производством и сбытом «щепного товара» (так называли мелкие деревянные изделия, украшаемые инкрустацией, а позже — росписью). Вырабатывался свой стиль: неповторимый орнамент, оригинальные сюжеты, рецепты красок… Сохранила ли нынешняя городецкая роспись черты прежней «народной живописи»? Жив ли промысел?

Конец XIX века
Конец XIX века

Можно сказать, что промысел существует и теперь, но претерпел множество изменений.

В XIX и начале XX века городецкая роспись была ЖИВОПИСЬЮ, то есть предметом искусства, а не только ремесла. По цветовому решению и декоративности работы городецких мастеров напоминали полотна Матисса. Мастера писали чистыми насыщенными красками, свободными мазками и без предварительного рисунка. Сочетания цветов были на редкость гармоничны. Своеобразны сюжеты и приёмы изображения коней, птиц, людей. Детское, чистое восприятия мира являлось основой росписи.

Необходимый предмет обихода тех времен — прялка, состоявшая из гребня, прикреплённого к доске для сидения – донцу, которым, помимо прямого назначения, украшали стены жилища. Археологические находки подобных прялок XII-XVI веков указывают на то, что их конструкция оставалась неизменной. Менялись лишь элементы декора. Одна семья могла изготовить до 2000 таких донец за год. Выразительная городецкая живопись на деревянных изделиях имела большую популярность и была дорогим подарком.

Конец XIX века
Конец XIX века

В начале XX века городецкая роспись приходит в упадок. На это повлиял процесс распространение фабричных тканей. Спрос на донца, основное промысловое изделие, упал. Первая мировая война нанесла ещё один удар по городецкой росписи. Многие мастера ушли на фронт.

После революции художественная жизнь Поволжья снова оживилась. В соседнем к Городцу городе Семёнове в 1918 году открылась художественная школа, мастерская хохломской росписи и обработки дерева. Городецкая роспись возродилась в 30-е годы. Художник И.И. Овешков из г. Загорска организовал артель мастеров, в которую входили хранители старых традиций городецкого промысла – И.К. Лебедев, И.А.Мазин, Ф.С. Краснояров, П.А. Колесов, М.А. Ретичев и др. Наряду с опытными живописцами работало около 20 учеников. В этот период начали делать расписную детскую мебель и игрушки.

Коновалов А., 1960 г.
Коновалов А., 1960 г.

Вторая Мировая Война стала причиной распада артели. Погибла много молодых художников, умерло большинство старых мастеров. С ними ушло искусство. Традиции предали забвению.

Следующее возрождение промысла произошло в 50-е годы. А.Е. Коновалов развернул мастерскую на базе городецкой мебельной фабрики. К сожалению, роспись потеряла свою художественность. Изменились приёмы, манера письма, цветовая гамма. Живопись превратилась в ремесло. На данный момент на фабрике работает всего лишь несколько художников. Последняя попытка спасти промысел не увенчалась успехом.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что исконная городецкая роспись канула в Лету. Будет очень жаль, если такой огромный пласт народной культуры, не получит дальнейшего развития и будет забыт.