Примерно в середине XVIII века вблизи реки Узола родился и быстро распространился, не имеющий аналогов в народном искусстве донечный промысел с инкрустацией морёным дубом и контурной резьбой. Донца-прялки в то время были необходимым женским орудием ремесла. Донце служило подставкой для гребня, на который навешивалась льняная кудель, затем вытягивалась тонкая льняная нить. Домашнее ткачество было очень распространено, так как фабричные ткани были дороги и недоступны.

Но интересно рассмотреть само донце как произведение народного искусства. Мы знаем, что оно выполняло ещё функцию украшения дома. После работы гребень вынимался, и донце, богато украшенное резьбой и инкрустацией, помещалось на стену, сама конструкция его была придумана для этого. Оно напоминало вышитое полотенце. Лопасть донца украшалась вставками из морёного дуба и дополнительно контурной и скобчатой резьбой.

Донце прялки (фрагмент)
Донце прялки (фрагмент)

Контурная резьба, то есть прорезание ножом по контуру изображения, служила дополнительным элементом украшения донец. Например, ноги коней выполнялись контурной резьбой, в то время как туловище и хвост инкрустацией. Такие элементы композиции как птицы, собачки, гуси, а иногда и кавалеры и барышни, как на донцах Лазаря Мельникова, также выполнены контурной резьбой, но уже с подкраской. В то время для этой цели применялись отвары коры деревьев или сок ягод.

Так как техника инкрустации сложная и трудоёмкая, а спрос на донца возрастал, инкрустация постепенно заменялась контурной резьбой с подкраской. Хотя одновременно продолжали изготавливать донца со вставками из морёного дуба, которые ценились дороже.

Контурная резьба имеет графическую основу и требует художественного вкуса и такта, понимания условности и выразительности изображения, которым в совершенстве владели мастера донечного промысла. Линия-прорезка — основное выразительное средство контурной резьбы. Свободное владение инструментом и врождённый художественный вкус позволяли мастерам создавать на дереве выразительные композиции, а подкраска вносила дополнительную привлекательность донцам. Пользовались подкраской очень тактично. Краски из природных красителей не яркие и поэтому не «забивают», а дополняют резьбу.

Контурной резьбой с подкраской украшались также ткацкие станы и особенно набилки, деталь, за которую ткачиха во время работы бралась рукой. На одной из таких набилок, предположительно, работы мастера Лазаря Мельникова или его брата Антона контурной резьбой с подкраской исполнена центричная композиция. В центре цветок, обозначающий «древо жизни», по сторонам от него взлетающие птицы, женщины и собачки. Композиция прекрасно вписана в форму набилки и дополнительно уравновешена орнаментальными полосами по краям.

Набилка ткацкого станка (фрагмент)
Набилка ткацкого станка (фрагмент)

Контурную резьбу с подкраской, начиная примерно с конца XIX века постепенно вытеснила роспись по дереву, взяв многие элементы резьбы, такие как: всадники на лихих конях, барышни в пышных юбках, птицы и необычные цветы — «купавки». Изображения видоизменились в связи с изменением техники, но остались приёмы обобщённой трактовки мотивов и образов. Живописные изделия превзошли графичную более скромную контурную резьбу. К тому же более лёгкое исполнение росписи позволяло увеличить количество и расширить «ассортимент» изделий. Процесс этот был постепенным. На донце Антона Мельникова, которое находится в городецком краеведческом музее можно увидеть: инкрустацию морёным дубом, контурную резьбу и элементы росписи, сделанную ещё неуверенной рукой.

Мастера прошлых веков, известные, но в большинстве безымянные, оставили нам в наследство огромное богатство — прекрасные образцы «глухой» домовой резьбы, пряничной контррельефной и контурной резьбы, которой можно и нужно не только любоваться, но и изучать, сохранять и развивать. Это народное искусство уникальная ценность Городецкой земли.