Шарф. Многопарное балахнинское плетение из чёрных шёлковых нитей
Шарф.
Многопарное балахнинское плетение из чёрных шёлковых нитей

Особое мес­то в на­род­ном ху­до­жест­вен­ном твор­чест­ве Ни­же­го­род­ской гу­бе­рнии за­ни­ма­ет ба­лах­нин­ский кру­жев­ной про­мы­сел. Про­су­щест­во­вав око­ло по­лу­то­ра сто­ле­тий, в 70-80-е го­ды XIX века он пе­ре­жил свой рас­цвет, спус­тя три де­ся­ти­ле­тия ис­пы­тал кри­зис, свя­зан­ный с эко­но­ми­чес­ки­ми при­чи­на­ми.

Во второй поло­ви­не XIX века в Ба­лах­не и со­сед­них во­лос­тях су­щест­во­вал один из кру­пней­ших и оригиналь­ней­ших в Рос­сии цент­ров кру­же­во­пле­те­ния, кото­рый оста­вил за­мет­ный след в исто­рии рус­ской культу­ры. По свидетельству некоторых зарубежных исследователей, такие кружева считались лучшими в России. Несмотря на свою былую славу, балахнинские кружева остаются ма­ло­изу­чен­ными.

Современные нижегородские кружевницы ставят цель возродить былую славу ба­лах­нин­ско­го кружева. К середине XX века бы­ла прервана преемственность в овла­де­нии мастерством плетения балахнинских кру­жев, утрачены некоторые технические приёмы плетения. Более простое вологодское кружево завоевало популярность, а изысканное и тонкое шелковое ба­лахнин­ское кружево стало достоянием музейных коллекций. Историю ба­лах­нин­ско­го кружева и технологию его изготовления знают немногие. Несколько мастериц в Балахне профессионально владеют технологией плетения многопарного ба­лах­нин­ско­го кружева. Оно близко по некоторым своим художест­вен­ным мотивам к западноевропейскому кружеву типа малин, блонды, шантийи, валансьен. Изобразительный материал, рисунки, сколки в полном объёме никогда не анализировались и не представлялись. Издания посвящены в основном вологодскому кружеву, которое широко разрекламировано. Балахнинскому же отводятся небольшие главы в общих работах, а иллюстративный материал пока не был востребован.

Старинные образцы хранятся в фондах музеев и личных коллекциях. Большая работа по сохранению образцов балахнинского кружева проводится сотрудниками Балахнинского краеведческого музея под руководством ди­рек­то­ра М.В. Сучко­вой, главного хранителя З.И.Галкиной.

Полотенце (край). Многопарное балахнинское плетение из белых хлопчатобумажных нитей
Полотенце (край).
Многопарное балахнинское плетение из белых хлопчатобумажных нитей

Л.Ф. Васильева прие­ха­ла сю­да в 1968 го­ду из Вят­ки спе­циаль­но для изу­че­ния тех­но­ло­гии мно­го­пар­но­го ба­лах­нин­ско­го пле­те­ния. В эти го­ды боль­шинст­во мест­ных кру­жев­ниц по­след­не­го по­ко­ле­ния бы­ло ещё жи­во, и она «хо­ди­ла по ба­буш­кам», пе­ре­ни­мая приё­мы пле­те­ния, со­би­рая ста­рин­ные ско­лки, образ­цы ри­сун­ков. В том же 1968 году в Ба­лах­не был осно­ван кру­жев­ной цех – фи­ли­ал Го­ро­дец­кой стро­че­вы­шиваль­ной фаб­ри­ки. На ра­бо­ту при­ни­мались жен­щи­ны, не имев­шие ни­ка­ких на­вы­ков кру­же­во­пле­те­ния. С на­чи­наю­щи­ми за­ни­малась од­на из ста­рей­ших ба­лах­нин­ских кру­жев­ниц.

Профессионально овла­де­ли те­хни­чес­ки­ми приё­ма­ми пле­те­ния ба­лах­нин­ско­го круж­ева В.И. Бы­ко­ва, а за­тем – Василье­ва. В це­хе ра­бо­та­ло око­ло 50 че­ло­век. Постепенно выделилась группа мастеров, которые могли выплетать крупные сложные вещи – шарфы, косынки, жилеты из льна и шёлка. Был создан художественный со­вет, со­би­рав­ший лучшие образцы кружевных из­де­лий для участия в выставках. Проводилась работа по реставрации старинного ба­лах­нин­ско­го кружева. Некоторые мастерицы тру­дились на дому. Цех успешно функцио­ни­ро­вал до начала 90-х годов. В на­стоя­щее время Васильева работает в Ба­лах­нин­ской специальной коррекционной школе, ведёт занятия с девочками, имеющими от­кло­не­ния в развитии. Выпускницы коррекционной школы являются квалифицированными кружевницами, спо­соб­ны­ми работать по любым заказам.

Г.А.Котова и Л.Е.Шкарина профессионально владеющие техническими приёмами плетения балахнинского кружева, ведут специальные курсы кружевоплетения в Балахне и Правдинске (занимаются дети и взрослые). Интерес к кружевоплетению постоянно растёт. Участницей предыдущих проектов, руководителем центра кружевоплетения «Метелица» из Сарова В.Н.Репиной выпущено учебное пособие «Азбука кружевоплетения на коклюшках». Профессию кружевницы можно получить в Нижегородском профессиональном лицее № 60 у мастера своего дела Г.А. Козловой. Кроме перечисленных центров обучения, в Нижегородской области и самом Нижнем Новгороде функционируют и многочисленные кружки. В них проводятся занятия с детьми по кружевоплетению, но за образец берётся вологодское кружево.

Участницей творческого коллектива по изучению балахнинского кружева, преподавателем Нижегородского лицея № 32, руководителем театра молодёжной моды художником-модельером Г.И. Красильниковой, разработана кол­лек­ция современной молодёжной одежды с балахнинским кружевом.

«Нижегородский музей», 2003 год, № 1