В экспозиции Краеведческого музея выставлены замечательные деревянные скульптуры львов, переданные сюда в 1920-е годы с ворот дома Сотина. Трудно поверить, что когда-то эти резные красавцы находились не в стенах музея, а «жили» на современной улице Михеева, ежечасно, и днём, и ночью, оберегая покой купеческой усадьбы.

Как и другие уникальные экспонаты, львы хранят в себе немало загадок. Впервые они отмечены в описи экспонатов музея в 1926 году (в год их поступления) и датированы там концом XVIII века. Никакого письменного рассказа об истории этих скульптур оставлено не было. К счастью, сохранился старинный фотоснимок (авторство и дату его ещё предстоит выяснить), который иллюстрирует, каким образом до этого львы возлежали на воротах дома Акиндина Сотина. Хотя ворот уже нет, сам дом цел, и сегодня в нём находится контора предприятия инвалидов по зрению.

Обитатели Штата

Львы на воротах дома А.Я. Сотина
Львы на воротах дома А.Я. Сотина

До революции 1917 года этот район являлся сельцом Штатным Николо-Погости некой волости. После преобразования села Городца в уездный город в 1922 году, так называемый Штат вошёл в городскую черту. А современное имя улица получила в 1935 году в честь трагически погибшего советского лётчика Ивана Михеева.

Когда и кем был выстроен дом, принадлежавший А.Я. Сотину, неизвестно. Происходили купцы Сотины из крестьян Николо-Погостинской волости (к ней и относилось сельцо Штатное). Начало купеческой фамилии положил Корнилий Сотин — в юности крепостной крестьянин, а в конце жизни — богатый купец. Его сын Иосиф преумножил капиталы и в начале 1870-х годов в Городце на улице Купеческой выстроил себе прекрасную усадьбу (ул. Ленина, дома 6, 8 и 10; ныне главный дом усадьбы — детская консультация).

После смерти И.К. Сотина его огромные капиталы достались наследникам, в том числе жившей на Штате сестре Варваре Корнильевне (в замужестве Облаевой). Там же, на Штате, жил и племянник Иосифа — Акиндин Яковлевич Сотин.

Бывший дом А. Я. Сотина. Улица Ивана Михеева, 13
Бывший дом А.Я. Сотина.
Улица Ивана Михеева, 13



Акиндин Сотин (в центре).
Фото из собрания Краеведческого музея.
Оригинал передан Л.А. Климовой в 1988 году

А.Я. Сотин играл видную роль среди местного купечества. В 1913 году он занимал должность старосты 9-го Штатновского сельского общества, принимал активное участие в ходатайстве городчан об устройстве местной железной дороги. Много денег Акиндин Яковлевич пожертвовал на строительство библиотеки-читальни (1907 г.) — главного учреждения культуры села Городца. После Февральской революции 1917 года здание библиотеки купечество подарило земству, и она стала Народным домом; сегодня это досуговый центр «Метеор».

В 1984 году краевед Л.А. Климова записала воспоминания 97-летней дочери купца Сотина Анны об отце, который был человеком, неравнодушным к прекрасному. Анна Акиндиновна блестяще окончила частную гимназию в Нижнем Новгороде, владела несколькими иностранными языками, была окружена гувернантками. «В доме имелись богатая библиотека, картины. Артисты, музыканты, писатели были частыми гостями. В кругу своих друзей Акиндин Яковлевич любил похвастаться своей дочерью. Часто он просил: «А ну, Аннушка, поталакай на своих языках!».

Судьба Сотина после Октябрьской революции была незавидной. Всё его имущество было национализировано, а сам он был поражён Советской властью в гражданских правах, стал «лишенцем». Умер Акиндин в 1933 году. Дочь Анна прожила долгую жизнь в доме няни, который ей подарили Сотины.

Надёжная стража

Заметим, что скульптуры с дома А.Я. Сотина на момент своего поступления в музей были в нём уже второй по счёту «львиной парой». В упомянутой «Описи экспонатов» под номерами 15 и 16 числились «статуя Лев» и «статуя Львица» из белого камня, купленные в январе 1920 года за 400 рублей у городчанина Павла Ивановича Аккуратова с Михайловской улицы (ныне ул. Московская). Хотя размеры каменных статуй скромнее размеров их деревянных собратьев (длина — 55 и 70 см, высота — 63 и 58, ширина — 20 см), по-своему они тоже хороши. Сегодня фигуры львов из камня занимают почётное место в экспозиции, «охраняя» парадную лестницу и встречая посетителей музея на втором этаже.



Каменные львы на парадной лестнице Краеведческого музея
Каменные львы на парадной лестнице Краеведческого музея

«Откуда появились львы на домах городчан?» — такой вопрос постоянно задают посетители музея. Сегодня для нас лев – экзотический зверь, его мы привыкли видеть только в зоопарке или на арене цирка. А вот для мастеров XIX века не только львы, но также птицы Сирины и Алконосты, драконы, фараоны и фараонки были хорошо известными персонажами народного искусства. Их с любовью вырезали на бортах волжских судов, на печатных пряничных досках и даже на крестьянских избах.

Несомненно, львы на доме А.Я. Сотина появились под влиянием традиции глухой домовой резьбы, где львы на воротах были не в диковинку. Однако подчеркнём, сотинские львы — это не рельефные изображения, а целиком объёмные фигуры, настоящие скульптуры. Для крестьянских и даже купеческих домов они нехарактерны. Очевидно, перед нами — образец подражания «высокому» искусству украшения дворянских усадеб и столичных городов.

Время перемен

В конце XX века у львов начался особый, «нижегородский» период истории. 17 июня 1982 года их передали на временное хранение в Горьковский государственный историко-aрхитектурный музей-заповедник (договор передачи подписали Нина Васильевна Малышева, директор Городецкого краеведческого музея, и Лев Михайлович Зерчанинов, директор ГИАМЗ). Уехав в Горький, наши львы там надолго «прижились».

В 1986 году областной музей организовал реставрацию скульптур вместе с другими своими экспонатами в мастерских Центра имени академика И.Э. Грабаря (г. Москва). Сегодня следы работы реставраторов хорошо видны: на спинах обеих фигур имеются аккуратные продольные вставки. Столичные специалисты, изучая наших львов, отметили интересную деталь — оказывается, на скульптурах сохранились следы левкаса и серебрения. Выходит, львы восхищали обывателей Городца не только своей формой, но и цветом: золотыми гривами, а также разинутыми красными пастями с выбеленными зубами…

После Москвы в 1989 году львы вернулись обратно в г. Горький, где музейные сотрудники уже привыкали воспринимать эти экспонаты из Городца как «свои». Львов поместили в экспозицию Музея истории художественных промыслов на Большой Покровской.

В 1980-е годы к разгадке происхождения львов с дома Акиндина Сотина вплотную подошла известный краевед Лидия Андреевна Климова. Много лет собирая воспоминания старожилов Городца по истории города, его легендам и былям, она не обошла вниманием улицу Щорса. Местные жители сообщили, что известным человеком на улице был когда-то резчик Лаптев — автор знаменитых львов с дома «Киндима» Сотина. Кроме них, он резал иконостас Троицкого собора. К сожалению, годы жизни, имя и отчество мастера за давностью лет никто вспомнить не мог.

Рубеж 1980-х – 1990-х годов ознаменовались подъёмом интереса российского общества к отечественной истории, к памятникам старины. Не отставал и Городец.

В 1993 году у нас вышел в свет первый иллюстрированный Путеводитель по городу «Городец – Малый Китеж» (автор Владимир Горячев). Большая заслуга в подготовке издания принадлежала и отцу автора — Александру Яковлевичу Горячеву, известному фотожурналисту, собирателю и ценителю городецкой старины. Среди иллюстраций путеводителя и был впервые опубликован архивный фотоснимок ворот усадьбы купца А.Я. Сотина с возлежащими на них львами. Его дату и автора ещё предстоит выяснить. Тем не менее, фотография является уникальным документом. Она показывает, какова была вся композиция ворот со львами, а также отдельные детали (например, первоначальный вид львиных морд).

Фрагмент лобовой доски со львами
Фрагмент лобовой доски со львами

Фрагмент наличника чердачного окна с дома в дер. Залесино Городецкого района
Фрагмент наличника чердачного окна с дома в дер. Залесино Городецкого района

Лев в наличнике окна дома мастеров Краснояровых — дер. Косково (из книги Юрия Арбата «Чёрные кони»)
Лев в наличнике окна дома мастеров Краснояровых — дер. Косково
(из книги Юрия Арбата «Чёрные кони»)

Кстати, на местное происхождение львов с дома Сотина косвенно указывает манера их исполнения. Если мы обратимся к образцам глухой домовой резьбы XIX века, то увидим, что мастера вырезали львов довольно своеобразно. И при этом у некоторых работ детали львиных фигур так похожи, что можно говорить либо о копировании народными мастерами работ друг друга, либо считать их произведениями одного и того же резчика.

Давайте сравним львов с дома Сотина и львов в глухой домовой резьбе Городецкого района. Обратимся к образцам, хранящимся в нашем музее. В зале «Крестьянский быт» представлены фрагменты лобовых досок со львами. Исполнены они по-разному, но один имеет гриву, исполненную такими же порезками, как и львы Акиндина Сотина:

Ещё одного льва с аналогичной гривой можно видеть в альбоме Н. Мошкова и В. Федосеева «Нижегородская домовая резьба». На странице 177 опубликован фрагмент наличника чердачного окна с дома в дер. Залесино Городецкого района, где лев имеет гриву в форме тех же S-образных порезок:

Следующий пример льва, вырезанного в аналогичной манере — это иллюстрация очерка Юрия Арбата «Чёрные кони», где рассказывается о городецкой росписи и резьбе. Автор опубликовал снимок оконного наличника на доме мастера Красноярова из деревни Косково. В нём опять-таки изображён лев с гривой в виде волнистых порезок!

Ещё одного похожего по исполнению льва Юрий Арбат запечатлел на наличниках дома из деревни Шарыпово Городецкого района:

Думаю, что приведённых примеров вполне достаточно, чтобы убедиться: техника резьбы львов с дома Акиндина Сотина выдаёт местное происхождение автора. Очевидно, что он резал скульптуры по многочисленным образцам глухой домовой резьбы и, может быть., даже сам владел этим искусством. Таким образом, запись краеведа Л.А. Климовой о мастере Лаптеве — авторе знаменитых «сотинских» львов — находит косвенное, но весьма веское подтверждение.

Будем надеяться, что окончательное раскрытие тайны происхождения львиных скульптур из Краеведческого музея львов произойдёт после изучения архивных документов.

Возвращение на родину

Повод для переезда львов Акиндина Сотина из Нижнего Новгорода обратно в Городец появился неожиданно. В июне 2013 года Городецкий музейный комплекс облетела сенсационная новость: нашёлся уникальный памятник резьбы городецкого мастера — третья горка Г.Е. Токарева-Казарина, «пропавшая без вести» ещё в начале прошлого века. Как оказалось, она благополучно пережила XX столетие в фондах областного музея-заповедника Великого Новгорода. Сразу после определения автора новгородского шкафа (а рука и стиль Григория Евдокимовича угадывались совершенно точно) были осуществлены выставки всех трёх работ Токарева-Казарина — сначала в Новгороде Великом, а потом — в Городце.

Приехав из Нижнего в Городец после долгого отсутствия, львы попали словно «с корабля на бал». Они достойно украсили собой выставку всех трёх горок Г.Е. Токарева-Казарина, открывшуюся 11 сентября 2014 года в музее «Дом графини Паниной». Несмотря на то, что главными героями там были резные шкафы, особенно «новгородский» — самый большой и самый богатый, львы на их фоне нисколько не терялись. Наоборот, своим величественным обликом они подчёркивали торжественную атмосферу выставки.

По завершении уникальной экспозиции деревянные скульптуры наконец-то вернулись в стены Городецкого краеведческого музея, откуда уехали в город Горький почти 33 года тому назад. Сегодня львы выставлены в зале художественных промыслов. Оба красавца лежат у резной горки Г.Е. Токарева-Казарина, восхищая посетителей своей поистине царской статью.

* * *

После возвращения львов в стены родного музея не прошло ещё и года. Городчане заново открывают их для себя. Будем надеяться, что эти удивительные скульптуры оценят по достоинству, и они завоюют любовь публики и внимание специалистов.