История скульптур

В экспозиции Краеведческого музея выставлены замечательные деревянные скульптуры львов, переданные сюда в 1920-е годы с ворот дома Сотина. Трудно поверить, что когда-то эти резные красавцы находились не в стенах музея, а «жили» на современной улице Михеева, ежечасно, и днём, и ночью, оберегая покой купеческой усадьбы.

Как и другие уникальные экспонаты, львы хранят в себе немало загадок.

Обитатели Штата

Львы на воротах дома Сотина А.Я.
Львы на воротах дома Сотина Акиндина Яковлевича.
Фото Званцева М.П., 1926 год

Документальная история львов берёт начало в 20-х годах прошлого века. Запись о львах сделана в книге поступлений Краеведческого музея в 1926 году: «Деревянные львы с ворот дома (головы и спины попорчены). К. XVIII в. Сняты музеем в Штате в д. Сотина» («Опись экспонатов». Лист 131 Об.). В инвентарной книге, заведённой в 1953 году, экспонаты записаны с номером ГРМ 97 и теми же краткими данными об их происхождении с дома купца Сотина А.Я.

Итак, отправная точка в истории резных скульптур — это год их поступления в музей. К счастью, сохранился старинный фотоснимок, который иллюстрирует, каким образом львы возлежали на воротах дома Акиндина Сотина (об этом фото скажем в конце нашего рассказа). Хотя ворота не сохранились, сам дом цел, и сегодня в нём находится контора учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых «ООО Автокомплект». До революции 1917 года этот район являлся сельцом Штатным Николо-Погостинской волости. После преобразования села Городца в уездный город в 1922 году «Штат» вошёл в городскую черту, сохранив старое название. Современное имя улица получила в 1935 году в честь трагически погибшего советского лётчика Ивана Михеева [см.: Бурмистров А. Именем лётчика / «Городецкая правда», 15 мая 1965 года].

Когда и кем был выстроен дом, принадлежавший Сотину А.Я., неизвестно. Происходили купцы Сотины из крестьян князей Репниных, в сельце Штатном их фамилия известна с начала XIX века. Начало купеческой фамилии положил Корнилий Сотин — в юности крепостной, а в конце жизни — богатый купец. Его сын Осип преумножил капиталы и в начале 1870-х годов в Городце на улице Купеческой выстроил себе прекрасный особняк (ул. Ленина, дома 6, 8 и 10; главный дом усадьбы ныне — Детская консультация). После смерти Сотина О.К. его огромные капиталы достались наследникам, в том числе жившей на Штате сестре Варваре Корнильевне (в замужестве Облаевой). Там же на Штате жил и племянник Осипа — Акиндин Яковлевич Сотин.

Бывший дом Сотина А.Я. Улица Ивана Михеева, дом 13
Бывший дом Сотина А.Я.
Улица Ивана Михеева, дом 13



Акиндин Сотин (1906 год) и его дочь Анна

Сотин А.Я. играл видную роль среди местного купечества. В 1913 году он занимал должность старосты 9-го Штатновского сельского общества [см. ЦАНО. Ф. 295. Оп. 62а. Д. 76а. Л. 40]. Принимал активное участие в ходатайстве городчан об устройстве местной железной дороги. Входил в правление Городецкого общества взаимного кредита (местного банка). Как финансист Акиндин Яковлевич пользовался у городчан противоречивой репутацией. Тем не менее, он пожертвовал большие суммы на строительство здания библиотеки-читальни (1907 год) — главного учреждения культуры села Городца, и был его заведующим. В здании располагались разные заведения, в том числе Всесословный клуб, где местные купцы проводили досуг за игрой в карты, бильярд, домино. До 1913 года Сотин входил в состав совета старшин клуба, затем был его почётным членом. После Февральской революции 1917 года купечество подарило здание библиотеки-читальни земству, и оно стало Народным домом; сегодня это — досуговый центр «Метеор».

Отметим, что с Народным домом связано возникновение и самого Краеведческого музея. В 1918 году в нём была открыта первая музейная выставка, работавшая до переезда в 1919 году в специально отведённый под музей дом Облаева И. П.

В 1984 году краевед Климова Л.А. записала воспоминания 97-летней дочери купца Сотина Анны. Отец её был человеком неравнодушным к прекрасному. Анна Акиндиновна блестяще окончила частную гимназию в Нижнем, владела несколькими иностранными языками, была окружена гувернантками. «В доме была богатая библиотека, картины. Артисты, музыканты, писатели были частыми гостями… В кругу друзей Акиндин Яковлевич любил похвастаться своей дочерью. Часто он просил: «А ну, Аннушка, поталакай на своих языках» [Климова Л.А. Славен своими делами купец! Городец, 2001. С. 66–67].

Судьба Сотина после Октябрьской революции была незавидной. Всё его имущество было национализировано, он сам был поражён Советской властью в гражданских правах, стал «лишенцем». В «Книге памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области» указано, что Сотин А.Я. «1862 г.р., уроженец с. Штатное Городецкого района, житель г. Городца, без определённых занятий. В 1930 г. находился под арестом 1 месяц» [Том 1. Н. Новгород, 1997. С. 422].

Умер Акиндин 25 августа 1933 года. По данным краеведа Тонышева С.В., бывшая супруга Сотина Капитолина Ивановна (в девичестве Баусова, замужем с 5 ноября 1884 года, в разводе с 2 ноября 1929 года) умерла вскоре после него — 5 ноября 1933 года. Возможно, что поводом для развода послужило тяжёлое положение семьи после поражение Акиндина Яковлевича в гражданских правах. По документам, бывший купец в 1929 году по роду занятий был «делопроизводитель». В год смерти Сотиных Акиндин жил на улице Алексеевской, а Капитолина Ивановна в селе Штат.

Анна Акиндиновна прожила долгую жизнь в доме няни, которую ей подарили Сотины [см.: Климова Л.А. Указ. соч. С. 67].

Думаю, что приведённых примеров вполне достаточно, чтобы заключить следующее: техника резьбы львов с дома Акиндина Сотина выдаёт местное происхождение их автора. Очевидно, что он резал львов по многочисленным образцам глухой домовой резьбы и, может быть., даже сам владел этим искусством.

Таким образом, запись краеведа Климовой Л.А. о мастере Лаптеве — авторе знаменитых «сотинских» львов — находит косвенное, но весьма веское подтверждение.

Будем надеяться, что окончательное раскрытие тайны происхождения львиных скульптур из Краеведческого музея львов произойдёт после изучения архивных документов.

Надёжная стража

Заметим, что скульптуры с дома Сотина А.Я. на момент своего поступления в музей были в нём уже второй по счёту «львиной парой». В упомянутой «Описи экспонатов» под номерами 15 и 16 числились «статуя Лев» и «статуя Львица» из белого камня, купленные в январе 1920 года за 400 рублей у городчанина Павла Ивановича Аккуратова с Михайловской улицы (ныне ул. Московская). Хотя размеры каменных статуй скромнее размеров их деревянных собратьев (длина — 55 и 70 см, высота — 63 и 58, ширина — 20 см), по-своему они тоже хороши. Сегодня фигуры львов из камня занимают почётное место в экспозиции, «охраняя» парадную лестницу и встречая посетителей музея на втором этаже.



Каменные львы на парадной лестнице Краеведческого музея
Каменные львы на парадной лестнице Краеведческого музея

«Откуда появились львы на домах городчан?» — такой вопрос постоянно задают посетители музея. Сегодня для нас лев – экзотический зверь, его мы привыкли видеть только в зоопарке или на арене цирка. А вот для мастеров XIX века не только львы, но также птицы Сирины и Алконосты, драконы, фараоны и фараонки были хорошо известными персонажами народного искусства. Их с любовью вырезали на бортах волжских судов, на печатных пряничных досках и даже на крестьянских избах.

Несомненно, львы на доме Сотина А.Я. появились под влиянием традиции глухой домовой резьбы, где львы на воротах были не в диковинку. Однако подчеркнём, сотинские львы — это не рельефные изображения, а целиком объёмные фигуры, настоящие скульптуры. Для крестьянских и даже купеческих домов они нехарактерны. Очевидно, перед нами — образец подражания «высокому» искусству украшения дворянских усадеб и столичных городов.

Время перемен

В конце XX века у львов начался особый, «нижегородский» период истории. 17 июня 1982 года их передали на временное хранение в Горьковский государственный историко-aрхитектурный музей-заповедник (договор передачи подписали Нина Васильевна Малышева, директор Городецкого краеведческого музея, и Лев Михайлович Зерчанинов, директор ГИАМЗ). Уехав в Горький, наши львы там надолго «прижились».

В 1986 году областной музей организовал реставрацию скульптур вместе с другими своими экспонатами в мастерских Центра имени академика Грабаря И.Э. (г. Москва). Сегодня следы работы реставраторов хорошо видны: на спинах обеих фигур имеются аккуратные продольные вставки. Столичные специалисты, изучая наших львов, отметили интересную деталь — оказывается, на скульптурах сохранились следы левкаса и серебрения. Выходит, львы восхищали обывателей Городца не только своей формой, но и цветом: золотыми гривами, а также разинутыми красными пастями с выбеленными зубами…

После Москвы в 1989 году львы вернулись обратно в г. Горький, где музейные сотрудники уже привыкали воспринимать эти экспонаты из Городца как «свои». Львов поместили в экспозицию Музея истории художественных промыслов на Большой Покровской.

В 1980-е годы к разгадке происхождения львов с дома Акиндина Сотина вплотную подошла известный краевед Лидия Андреевна Климова. Много лет собирая воспоминания старожилов Городца по истории города, его легендам и былям, она не обошла вниманием улицу Щорса. Местные жители сообщили, что известным человеком на улице был когда-то резчик Лаптев — автор знаменитых львов с дома «Киндима» Сотина. Кроме них, он резал иконостас Троицкого собора. К сожалению, годы жизни, имя и отчество мастера за давностью лет никто вспомнить не мог.

Рубеж 1980-х – 1990-х годов ознаменовались подъёмом интереса российского общества к отечественной истории, к памятникам старины. Не отставал и Городец.

В 1993 году у нас вышел в свет первый иллюстрированный Путеводитель по городу «Городец – Малый Китеж» (автор Владимир Горячев). Большая заслуга в подготовке издания принадлежала и отцу автора — Александру Яковлевичу Горячеву, известному фотожурналисту, собирателю и ценителю городецкой старины. Среди иллюстраций путеводителя и был впервые опубликован архивный фотоснимок ворот усадьбы купца Сотина А.Я. с возлежащими на них львами. Его дату и автора ещё предстоит выяснить. Тем не менее, фотография является уникальным документом. Она показывает, какова была вся композиция ворот со львами, а также отдельные детали (например, первоначальный вид львиных морд).

Фрагмент лобовой доски со львами
Фрагмент лобовой доски со львами

Фрагмент наличника чердачного окна с дома в дер. Залесино Городецкого района
Фрагмент наличника чердачного окна с дома в дер. Залесино Городецкого района

Лев в наличнике окна дома мастеров Краснояровых — дер. Косково (из книги Юрия Арбата «Чёрные кони»)
Лев в наличнике окна дома мастеров Краснояровых — дер. Косково
(из книги Юрия Арбата «Чёрные кони»)

Кстати, на местное происхождение львов с дома Сотина косвенно указывает манера их исполнения. Если мы обратимся к образцам глухой домовой резьбы XIX века, то увидим, что мастера вырезали львов довольно своеобразно. И при этом у некоторых работ детали львиных фигур так похожи, что можно говорить либо о копировании народными мастерами работ друг друга, либо считать их произведениями одного и того же резчика.

Давайте сравним львов с дома Сотина и львов в глухой домовой резьбе Городецкого района. Обратимся к образцам, хранящимся в нашем музее. В зале «Крестьянский быт» представлены фрагменты лобовых досок со львами. Исполнены они по-разному, но один имеет гриву, исполненную такими же порезками, как и львы Акиндина Сотина:

Ещё одного льва с аналогичной гривой можно видеть в альбоме Н. Мошкова и В. Федосеева «Нижегородская домовая резьба». На странице 177 опубликован фрагмент наличника чердачного окна с дома в дер. Залесино Городецкого района, где лев имеет гриву в форме тех же S-образных порезок:

Следующий пример льва, вырезанного в аналогичной манере — это иллюстрация очерка Юрия Арбата «Чёрные кони», где рассказывается о городецкой росписи и резьбе. Автор опубликовал снимок оконного наличника на доме мастера Красноярова из деревни Косково. В нём опять-таки изображён лев с гривой в виде волнистых порезок!

Ещё одного похожего по исполнению льва Юрий Арбат запечатлел на наличниках дома из деревни Шарыпово Городецкого района:

Думаю, что приведённых примеров вполне достаточно, чтобы убедиться: техника резьбы львов с дома Акиндина Сотина выдаёт местное происхождение автора. Очевидно, что он резал скульптуры по многочисленным образцам глухой домовой резьбы и, может быть., даже сам владел этим искусством. Таким образом, запись краеведа Л.А. Климовой о мастере Лаптеве — авторе знаменитых «сотинских» львов — находит косвенное, но весьма веское подтверждение.

Будем надеяться, что окончательное раскрытие тайны происхождения львиных скульптур из Краеведческого музея львов произойдёт после изучения архивных документов.

Возвращение на родину

Повод для переезда львов Акиндина Сотина из Нижнего Новгорода обратно в Городец появился неожиданно. В июне 2013 года Городецкий музейный комплекс облетела сенсационная новость: нашёлся уникальный памятник резьбы городецкого мастера — третья горка Токарева-Казарина Г.Е., «пропавшая без вести» ещё в начале прошлого века. Как оказалось, она благополучно пережила XX столетие в фондах областного музея-заповедника Великого Новгорода. Сразу после определения автора новгородского шкафа (а рука и стиль Григория Евдокимовича угадывались совершенно точно) были осуществлены выставки всех трёх работ Токарева-Казарина — сначала в Новгороде Великом, а потом — в Городце.

Приехав из Нижнего в Городец после долгого отсутствия, львы попали словно «с корабля на бал». Они достойно украсили собой выставку всех трёх горок Токарева-Казарина Г.Е., открывшуюся 11 сентября 2014 года в музее «Дом графини Паниной». Несмотря на то, что главными героями там были резные шкафы, особенно «новгородский» — самый большой и самый богатый, львы на их фоне нисколько не терялись. Наоборот, своим величественным обликом они подчёркивали торжественную атмосферу выставки.

По завершении уникальной экспозиции деревянные скульптуры наконец-то вернулись в стены Городецкого краеведческого музея, откуда уехали в город Горький почти 33 года тому назад. Сегодня львы выставлены в зале художественных промыслов. Оба красавца лежат у резной горки Токарева-Казарина Г.Е., восхищая посетителей своей поистине царской статью.

* * *

После возвращения львов в стены родного музея не прошло ещё и года. Городчане заново открывают их для себя. Будем надеяться, что эти удивительные скульптуры оценят по достоинству, и они завоюют любовь публики и внимание специалистов.

(редакция 2018 года)