Берлинский славянский музей-деревня Museumsdorf Düppel
Берлинский славянский музей-деревня Museumsdorf Düppel

На землях, которые теперь называются Бранденбург и Мекленбург – Передняя Померания, в VII–XII веках проживало два славянских рода, в немецкой транскрипции — Heveller (Гаволяне) и Sprewanen (Шпреяне). Шпреяне обитали по обе стороны реки Шпрее. Гаволяне обитали между Шпандау и Бранденбургом.

После Второй мировой войны в результате археологических исследований были обнаружены десятки крупных славянских поселений, деревень и замков, построенных славянами.

Замки представляют из себя кольцеобразные укрепления из деревянных срубов и земли с высотой валов в 10 и более метров. Деревни вокруг замков состояли чаще всего из одно- и двухэтажных домов блочного типа (брёвна укладывались в срубе горизонтально).

Жители множественных деревень образовывали род центром которого был большой замок закладывавшейся как правило в важном месте. В случае рода Шпреян таким замком был Kopenick (Копьеник), который лежит рядом с рекой Шпрее. Главным замком рода Гаволян был Brandenburg (Бранибор) в устье реки Havel.

Торговля позволила обоим замкам в X–XI веках прирасти настолько, что они из военных укреплений приняли вид полноценных городов, с большими ремесленными посадами. По мимо крупных городов существовало много замков поменьше.

Большая их часть была разрушена в ходе немецкой экспансии — племён, называвшихся Deutsch (Дойч), что значит «народ» — в X–XII веках. Первая попытка поработить славян была в 928–983 годах. Король Генрих I (919–936) захватил в 929 году Бранибор и принудил славянские роды к выплате дани. Раскопки в Spandau (Шпандау) выявили на территории города немецкий замок датируемый серединой X столетия. Он был разрушен во время славянского восстания 983 года, имеющего в немецких источниках название Lutizenaufstand. Lutizen (Лютичи) были военно-политическим союзом славянских родов. Лютичи оттеснили немцев за Эльбу. Немцам не удавалось покорить славянские земли в течении ещё 170 лет.

Начиная с середины XII столетия стремления немецких феодалов к захвату славянских земель усилились. Инициаторами Крестового похода против славянских язычников стали немецкие князья. Самый известный — Генрих Лев (1129–1195).

Альбрехт Медведь (1100–1170) из рода Askanier после смерти в 1150 году последнего бездетного славянского князя Pribislaw занял землю Гаволян. Spandau снова стал немецким пограничным замком. Славяне уходили из Бранибора, Шпандау, Копьеника, Требина, и других городов на восток в Поморье или принимали крещение и постепенно теряли свой язык, смешиваясь с пришлыми немецкими крестьянами. Многие славянские деревни больше не использовались, исчезая в забвении.

древний славянский круглый замок

Адам Бременский (около 1066) в «Деяниях священников Гамбургской церкви» писал: «…Чехи и живущие по ту сторону Одры поляки не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком… Славянских народов много. Наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город у моря Ольденбург (Старград). Ободриты, которых называют ререгами, их город Магнополис (Велеград). К востоку от Гамбурга полабинги (полабы), их город называется Рацисбургом (Ратибор). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари — к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой…».

Вагры — племя из союза бодричей-ободритов. Их ареал в VII веке охватывал восток нынешней немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн.

В начале X века вагры были покорены Оттоном I и обращены в христианство. В Старигарде в 968 году было создано епископство, однако славянские восстания 983 и 990 годов устранили христианскую и немецкую власть. Через некоторое время, вновь попав под влияние немцев, вагры повторили восстание в 1066 году и снова освободились, почти на сто лет.

Союз бодричей совершал набеги в северную Альбингию и разрушил в 1072 году Гамбург.

В 1138/39 земли вагров были разорены и подчинены саксами с северной Эльбы. Герцог Генрих Лев передал Вагрию Адольфу II Гольштейнскому, который с 1143 года начал заселять южную и центральную Вагрию немецкими поселенцами. Северные земли вокруг Старграда и Лютенбурга оставались вагрскими. Потомки вагров смешались с прибывавшими в немецкими поселенцами и к началу XIX века окончательно переняли их язык.

В Ольденбурге в 1990-ых годах появился музей славянской архитектуры Oldenburger Wallmuseum.

В городе Torgelow (Торгелов) находится ещё один музей Ukranenland (Украненланд), посвящённый славянам, жившим здесь тысячу лет назад. Назван музей по имени одного из западно-славянских племён Ukrer, или Ukranen (Укры). Здесь после археологических раскопок в натуральную величину реконструирована славянская деревня и корабли славянских мореходов.

Восточнее Эльбы (Лабы) и Заале (Залавы) с VI века жили славяне — ободриты, лютичи, сербы и лужичане. В регионе Анхальта селились сербы и вильчане. Славяне жили родовыми общинами.

Реконструкция славянского круглого замка

Музей славянской культуры Slawenburg-Raddusch не берегу реки Шпре в сербско-лужицком Niederlausitz (Дольна Лужица) открыт вблизи от села Радуш, на месте древнего славянского круглого замка, найденного в ходе разработок бурого угля в конце 1980-ых.

Реконструированный славянский замок представляет собой крепость 50 м в диаметре. Вал высотой 8 м сложен из сцепленных друг с другом дубовых стволов, уложенных слоями, промежутки между которыми заполнены песком и глиной. Подобные круглые крепости были характерными постройками для древних славян. Родовую крепость окружало несколько десятков жилых и хозяйственных дворов с земельными наделами разной величины.

Сейчас в Восточной Германии известны сотни славянских круглых крепостей.

Оригинальный замок в Радуше имел в диаметре 58 метров, был окружён рвом шириной 5,5 метров. В 7-метровых стенах было двое ворот. В замке был деревянный срубной колодец глубиной 14 метров и разнообразные постройки.

в славянском поселении

На месте Ободритского поселения в Гросс-Раден в результаты раскопок и исследований было собрано множество артефактов относящихся к культуре Бодричей-Ободритов и обнаружено славянское капище. Потом на этом месте открылли музей Ободритской архитектуры, где детально воссозданы крепостные укрепления замка, языческий храм, и жилой посад.