Несколько слов о роли янтры (изображения) и мантры (слова) в осознании Абсолюта.

Изображение — будь то геометрическая мандала, икона, статуя, фотография — позволяет сознанию более эффективно сконцентрировать свои энергии на достижение конкретной цели. Самая развитая и могущественная индрия, связанная с зрением, хватается за изображением, тем самым стабилизируя манас, а будхи ориентируется на определённую идею. Таким образом сознанию легче избавится от шатания, отвлечения внимания.

Так воля концентрирует энергии сознания и устремляет их в глубину существа, порождая опыт, который особенно углубляется и становится масштабным, когда подключаются энергии среднего витала.

Другая сторона — вокруг янтры концентрируются и накапливаются энергии, привлекаемые во время практики. Так становятся чудотворными иконы, а садхак получает от янтры дополнительную поддержку. Вокруг янтры формируется конструкция в тонком мире (на ментально-витальном уровне), которая может стать весьма мощным фактором на духовном пути, играя роль оберега, талисмана. Тоже может произойти с книгами духовного содержания и иными предметами, связанными с практикой йоги.

Мантра — более небесное создание. Она может существовать и без плотного воплощения в символы (с другой стороны — изображение — написание мантры может превратить её в янтру), ограничиваясь миром звуков.

Само по себе создание мантры предполагает построение для неё эффективной мыслеформы, которая с одной стороны связана с музыкальным ритмом и внутренней сущностью звуков, а с другой с объектами духовного мира.

Именно благодаря этим свойствам мантра становится эффективным посредником между человеческим и божественным сознанием.

Если в первом случае ведущим выступает Аджна, то во втором — Вишудха. Но эффективность усиливается многократно, если практика основывается на потоке воли, исходящей из Анахаты.

— Даже если всё так и обстоит… Игорь, а не пробовал познакомиться напрямую с тем, кто практикует всю эту «чешую». Для знакомства с собой нет необходимости в таких «дальних дорожках»… Что скажешь?

— На практике всё это просто и естественно, к сожалению, объяснение получается сложным.

Впрочем, одно только произнесение мантры ОМ — такое простое и эффективное — при наблюдение порождает столько различных процессов, что объяснение их запутало бы кого угодно.

Например, самый простой и наглядный способ объяснения Бога — это мир, который Он сотворил, который и является естественной янтрой. А сколько в нём «ЧЕШУИ»!

— Бог создал мир… Может бог стал миром? Мне так видится… истина, что бы это не представляло, не нуждается в сложных объяснениях… Мастера говорили, что истина самоочевидна и естественна.

— И тем не менее великий гуру Адвайты Шанкарачарья создал не только одну из самых совершенных философских систем, но и одну из самых сложных. Есть такое мнение, сложное — это подробно изложенное простое. Иногда одно другому не мешает.

— «Все проявления, в сущности, не более реальны, чем отражение — кристально чистое и ясное, не поддающееся никаким определениям и логическим объяснениям. Тем не менее, семена прошлых деяний — карма — продолжают вызывать дальнейшее возникновение проявлений. Несмотря на это, знай: всё, что существует, полностью лишено собственной природы и абсолютно не двойственно». Будда. Что здесь сложного?

— Сложное — то, что сложено из частей. Простое — то, что не двойственно. Карма — комбинация сканд, сложное, т.е. сложена из многочисленных частиц, но всё это выткано на Путсоте, т.е. на простом.

— А я о восприятии — пытаться разобраться со всей вселенной — сложно и запутывает в Я, посмотри в себя и открой истину — это просто.

— А если я скажу, что открыл и смотрю с другой стороны?

— Ты открыл??? Точнее — тебе открылось?

— Можно сказать и так, и так. Сначала то, что было мной, прикладывало усилие, потом открылось Нечто. Очевидно личное усилие обусловило открытие, но нельзя сказать, что это по заслугам. В значительной степени — подарок.

У меня, допустим, сохраняется двойственность сознания — человеческая личность и То. Скажем я и Я. В повседневной жизни в основном я, за которым присутствует То. Хотя может быть и наоборот.

* * *

— Однажды Брахман произнёс ОМ. А когда попытался объяснить, что это значит — появился мир. Так из звука родилось изображение. Потом Брахман запутался в словах и образах и в безмолвии начал искать сам себя, чтобы вернуться к изначальной простоте.

— А когда нашёл, появилась Истина… Ведь она только тогда и появляется, когда её начинают искать.

— Вообще-то Истина (или Виджняна) была первым — наиболее точным — объяснением Звука Безмолвия. Так что для того, чтобы найти себя, Брахман должен идти и за пределы Истины в свою собственную СатЧитАнанду. Самое забавное, что и идти-то ему некуда, потому как всё сущее и есть Брахман.

— Ну, да, точно, только слова непривычные мне... да оно и хорошо… Звук безмолвия…

— Анахата нада — безударный звук, Голос Безмолвия — мантра АУМ (ОМ). Этот звук живёт в Вечности и каждое мгновение творит, поддерживает и изменяет Вселенную. Ещё говорят, что это не просто слово, а действие. Йог может слышать (ощущать) ОМ внутри духовного сердца.

— «Ещё говорят, что это не просто слово, а действие». Во Вселенной всё — действие.

— А то, что бездействие — это Брахман, САТЧИТАНАНДА.

— Переведи, пожалуйста.

— Существование-Сознание-Блаженство. Считается, что это триединое качество Абсолютной реальности, самосознающее Себя блаженное существование.

Голос Безмолвия

Голос Безмолвия тонкой висел паутинкой.
Сущностным корнем желания личности быть.
Он, однородный, вмещал многоликие формы —
Тысячи лиц, возведённые в мегаквадрат.
И на границе материи, слившейся с духом,
Страж вековечный всё тянет протяжное ОМ,
Чтобы в ничто отделялась от вечности вечность,
Мчалась стремительно из ничего в никуда.
Звук не замрёт, пока светит вселенское солнце,
Прах человека развеется – сложится в храм,
Вспыхнет на солнце и снова исчезнет в акаше,
Где убегает от глаз золотой горизонт.
Голос Безмолвия громче, чем зов преисподней,
И на весах дух качается явленных форм:
Крылья деяний и тяжесть деяний, и мысли.
А в глубине всё звучит неумолчное ОМ.